—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ќднодум рассказ (Ћесков Ќ —)

Ёто первое произведение цикла под общим названием Ђѕраведникиї. Ќаписано в 1879 году и тогда же впервые опубликовано в сент€брьских номерах Ђ≈женедельного нового времениї.

÷икл как бы €вл€лс€ лесковским решением проблемы положительного геро€. ѕисатель буквально тосковал по идеалу начина€ с первых шагов своей литературной де€тельности. ¬ предисловии к рассказам о Ђправедникахї Ћесков писал:

Ђ...Ќеужто в самом деле ни в моей... и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме др€ни? Ќеужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, Ч одна выдумка и вздор? Ёто не только грустно, это страшно. ≈сли без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же усто€ть целой земле с одной др€нью, котора€ живет в моей и твоей душе, мой читатель?

ћне это было ужасно и несносно, и пошел € искать праведных, пошел с обетом не успокоитьс€, доколе не найду хот€ небольшое число трех праведных, без которых Днесть граду сто€ни€"ї.

 ак видно, термин Ђправедникиї был в значительной степени условным и выражал общую направленность поисков Ћескова, по меткому замечанию ћ.

√орького, Ђвсю жизнь потратившего на то, чтобы создать Ђположительный типї русского человекаї.

Ћесков искал и изображал людей редких, возвышающихс€ Ђнад чертою простой нравственностиї. ≈го Ђправедникиї, резко контрастиру€ с окружающей средой, сохран€ли жизненность, были верны своей натуре.

¬ одном из писем к —уворину, в первой половине 1879 года, писатель так говорит об избранной им манере художественного изображени€, име€ в виду рассказ Ђќднодумї: Ђ...ѕрилагаю программу, что можно составить и что будет от начала до конца живо, интересно, весело и часто смешно, а в то же врем€ нетенденциозно, но €звительнее самой злой браниї.

Ћесков в рассказах о Ђправедникахї выходил за рамки морально-этической проблематики, затрагива€ острые социальные вопросы.

ѕисатель в самом начале рассказа Ђќднодумї обращает внимание читател€ на незнатность –ыжова, называ€ его Ђмелкотравчатымї. ќн близок к простым люд€м: Ђот мира не прочь и на мир не челобитчикї.

¬ своих взгл€дах –ыжов опиралс€ на библию, но толковал ее настолько оригинально, что считалс€ неким Ђбиблейским социалистомї. ѕисатель говорит о том, что ввиду некоторых особенностей Ђзагадочного политического образа мыслейї солигаличского квартального он вполне мог быть сослан Ђмолитьс€ в —оловецкий монастырьї. Ѕибли€ дл€ квартального Ч только повод дл€ размышлений об окружающей действительности, которую он хотел серьезно усовершенствовать как в моральном, так и в социальном отношении.

”важа€ законы и строго выполн€€ свой служебный и гражданский долг, –ыжов требовал того же от других. ќн полагал, что богатые должны помогать бедным, а власть Ч сто€ть на страже их интересов.

ѕри таких взгл€дах Ђправославие егої, по словам писател€, было Ђсомнительної.

¬ характере –ыжова подчеркиваютс€ не слепа€ вера, а гуманизм и стихийный демократизм, вырастающие до своеобразных форм протеста.

¬ рассказе можно обнаружить много сатирических деталей, изображенных с щедринской остротой и афористичностью. “аково внушение городничего, который предупреждает квартального: ЂЅей без повреждени€ и по касающему моего не захватывайї.

“аков протопоп, составл€ющий Ђплан, как обнажить совесть –ыжова до разделени€ души с теломї; таковы Ђнадменные фигурыї губернаторов, которые Ђездили Ђстрашної, а встречали их Ђпритре-петної. “аково замечание о Ђсельских люд€х, кресть€нах, Ђкоторые тогда еще не имели самосто€тельного пон€ти€ об иерархии и, кто их ни сек, Ч одинаково ногами перебиралиї.

¬ рассказе даетс€ определенный исторический фон: действие относитс€ ко времени царствовани€ ≈катерины II и јлександра I. √убернатор —. —. Ћанской €вл€етс€ лицом исторически достоверным. ¬ Ђќднодумеї Ћанской несколько идеализируетс€: он безропотно переносит Ђчудачестваї –ыжова и даже награждает его ¬ладимирским крестом, Ђдарующим двор€нствої. ѕравда, писатель тут же замечает, что носить крест –ыжову Ђбыло не на чемї.

¬ цитированном выше письме к —уворину Ћесков пишет, что в Ђќднодумеї им использован Ђматериал из редкостного антикаї. ¬ первом издании цикл рассказов о Ђправедникахї так и называлс€: Ђ–усские антики (»з рассказов о трех праведниках)ї. ¬ главе двенадцатой Ћесков называет своего геро€ Ђсолигаличским антикомї.

¬последствии термин Ђантикиї из заголовка писатель устранил и, таким образом, придал своим Ђправедникамї более широкий, обобщающий смысл.

—. 265. ...по словарю кн. √агарина...Ч имеетс€ в виду Ђ¬сеобщий географический и статистический словарь кн. —. ѕ. √агаринаї. (ћ., 1843).

...Ђв беде не сробеет, спасет; кон€ на скаку остановит, в гор€щую избу взойдетї...Ч кз поэмы Ќ. ј. Ќекрасова Ђћороз.  расный носї. ” Ќекрасова: Ђв гор€щую избу войдетї.

—. 266. Ќочва Ч лоток.

—. 267. ...поэт вроде Ѕориса...Ч –оберт Ѕерне (1759Ч1796), великий шотландский поэт.

—. 268. ѕророк »сай€ Ч библейский пророк, выступавший с критикой богачей и правителей.

 атехизис (греч.) (наставление) Ч изложение христианского вероучени€ в вопросах и ответах.

Ђѕозна вол ст€жавшего...ї Ч не совсем точна€ цитата из  ниги пророка »сайи.

—. 269. »езекиилъ Ч библейский пророк, который €кобы видел ожившие по воле бога Ђсухие костиї.

—. 270. “еократическа€ полноправность.Ч “еократи€ (греч.) Ч форма правлени€, при которой духовенству принадлежит политическа€ власть.

”р€д Ч чин.

Ђ—реталиї (старослав€нск.) Ч встречали. ѕодрукавна€ знать Ч незнатные двор€не.

—. 271.  вартальный Ч полицейский чиновник, старший над кварталом.

...и даже сами волътерианцы против этого не восставали...Ч неточно приведенные слова городничего из Ђ–евизораї Ќ. ¬. √огол€. ” √огол€: Ђ...и вольтерианцы напрасно против этого говор€тї. ¬олъ-терианцы Ч последователи французского философа-просветител€ ћари ‘рансуа ¬ольтера (1694Ч1778); здесь: свободомысл€щие.

—. 274. Ќанковый Ч от слова Ђнанкаї: сорт грубой хлопчатобумажной ткани.

ѕричт (клир) Ч здесь: св€щеннослужитель прихода.

—орокоуст Ч сорокадневна€ молитва в церкви по усопшему.

Ѕудари Ч будочники (сторожа).

—. 275. ћасонский Ч принадлежащий к религиозно-философскому обществу масонов, возникшему в XVIII веке в виде тайной международной организации с мистическими обр€дами, ставившей себе целью Ђнравственное совершенствованиеї.

—лова ѕавла Ч то есть апостола ѕавла (библ.).

—. 277. Ѕибелъ Ч библи€.

—. 280. ...посылали молитьс€ в —оловецкий монастырь...Ч то есть ссылали.

—. —. Ћанской Ч костромской губернатор в первой половине 30-х годов, с 1855 по 1861 год Ч министр внутренних дел –оссии.

—. 281. «ерцало Ч трехгранна€ призма с трем€ указами ѕетра I, сто€вша€ на столе во всех учреждени€х. —верху зерцало было украшено двуглавым орлом.

...хитон обличает м€, €ко несть брачен (древнеслав€нск.) Ч ...мо€ одежда показывает, что € не могу присутствовать на брачном пиру.

—. 283 »скреннему своему Ч то есть ближнему своему. ќтметка регистров Ч то есть степени высоты и силы голоса. ћаншкурт Ч короткие рукава.

—. 284. ќффенбаховское настроение Ч по имени французского композитора ќффенбаха ∆ака (1819Ч1880), автора многочисленных оперетт.

—. 285. Ђ»грать на понижениеї Ч способствовать снижению стоимости акций на бирже.

—. 286.  ошлата€ Ч мохната€.

—. 287. ќткупщик Ч лицо, получившее право сбора налогов. —верх ординарии (от слова Ђординарныйї Ч обыкновенный) Ч то есть дополнительно к обычной порции. —. 288.  анифас Ч льн€на€ ткань.

—толпник Ч религиозный фанатик-отшельник, молившийс€, сто€ на небольшом столпе (столбе).

—. 289. Ђјпликова€ї чаша Ч чаша с накладным серебром.

—. 294. Ђ»сполнилось при огорчительном сватовстве ѕавла ѕетровичаї.Ч »меетс€ в виду брак ѕавла I с принцессой ¬ильгельминой, вскоре умершей.

ѕопенный сбор Ч налог за срубленные деревь€ (с пн€).

»сточники:

  • Ћесков Ќ. —. ѕовести и рассказы / —ост. и примеч. Ћ. ћ.  рупчанова.Ч ћ.: ћоск. рабочий, 1981.Ч 463 с.

  • јннотаци€:¬ книгу вошли: ЂЋеди ћакбет ћценского уездаї, Ђќчарованный странникї, ЂЋевшаї, Ђ“упейный художникї и другие произведени€ Ќ. —. Ћескова.

    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение