|
Почему люди иногда отвечают на добро злом? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» (Итоговое сочинение (декабрьское))С древнейших времен основой человеческой морали было правило "воздавать добром на добро". Именно взаимная доброжелательность, способность ценить благие поступки и отвечать на них тем же — залог мирного сосуществования людей и развития цивилизации. Тем не менее, в жизни нередко случается обратное — человек реагирует злом на проявленное к нему добро. Этот парадоксальный феномен заставляет задуматься о природе человеческой натуры. На мой взгляд, причины, по которым люди порой платят черной неблагодарностью за доброе отношение, кроются в целом комплексе факторов — от греховной человеческой натуры, эгоизма и гордыни до социальных условий, формирующих озлобленность в обществе. Исследуем данную проблему через призму романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где одной из главных тем является духовное перерождение личности. В этом произведении Родион Раскольников, некогда способный студент, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, движимый извращенными представлениями о собственной исключительности и правом решать, кому жить, а кому умереть. "Он как будто что-то хотел ответить..., — пишет Достоевский, — но вместо того сам потянулся и лёг... От гильотины не легче казни". На добрые попытки окружающих, искренне желающих ему помочь, он отвечает ожесточением и агрессией. Так, на участие Сони Мармеладовой — воплощения христианской жертвенности — Раскольников реагирует дерзко: "Тебя не я грешить заставлял... Прочь, прочь!". Друзья Разумихин и Порфирий Петрович тоже сталкиваются с холодным отчуждением и враждебностью с его стороны. На примере Раскольникова Достоевский показывает, как человек в результате духовной деградации и гордыни становится способен ответить презрением даже на искренние добрые порывы ближних. Что отталкивание добра может быть следствием не только внутренних причин, но и социальной среды, Достоевский убедительно изобразил в романе "Братья Карамазовы". Здесь центральной фигурой выступает Дмитрий Карамазов, добрый и страстный по натуре, но сформировавшийся в атмосфере жестокости и несправедливости. В попытке заслужить расположение возлюбленной Грушеньки он вынужден конкурировать с обезумевшим от скупости отцом. Фёдор Павлович, олицетворение бездуховности, доходит до крайней степени низости и скаредности по отношению к собственному сыну: "С ненавистью, с патриархальной ненавистью смотрел он на своего сына". Дмитрий, не выдержав унижений от отца, в порыве отчаяния убивает его. Судьба Дмитрия — пример того, как порочная среда, пропитанная жадностью и бездушием, способна извратить и очернить даже изначально добрую натуру, толкнув на ответное злодеяние. Таким образом, на страницах романов Достоевского ярко отражены трагические ситуации, когда добро встречает зло в ответ. Писатель указывает на разные причины этого парадокса — от духовного падения, искажения души гордыней до губительного влияния жестокой и безнравственной общественной атмосферы, где царят алчность и равнодушие к ближнему. Подводя итог, можно сказать, что феномен неблагодарности и отторжения добра имеет как личностные, внутренние истоки, так и обусловлен негативными социальными факторами. Нравственное очерствение человека, потеря им духовных идеалов приводят к неспособности ценить участие и бескорыстную помощь окружающих. Изменить личность изнутри крайне сложно, но гуманизация общественных отношений —реальный путь к преодолению подобных деструктивных проявлений. Ведь именно в среде безнравственности и жестокости люди утрачивают веру в добро, следовательно, и способность отвечать на него должным образом. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|