Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему люди иногда отвечают на добро злом? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» (Итоговое сочинение (декабрьское))

С древнейших времен основой человеческой морали было правило "воздавать добром на добро". Именно взаимная доброжелательность, способность ценить благие поступки и отвечать на них тем же — залог мирного сосуществования людей и развития цивилизации. Тем не менее, в жизни нередко случается обратное — человек реагирует злом на проявленное к нему добро. Этот парадоксальный феномен заставляет задуматься о природе человеческой натуры.

На мой взгляд, причины, по которым люди порой платят черной неблагодарностью за доброе отношение, кроются в целом комплексе факторов — от греховной человеческой натуры, эгоизма и гордыни до социальных условий, формирующих озлобленность в обществе.

Исследуем данную проблему через призму романа Ф.

М. Достоевского "Преступление и наказание", где одной из главных тем является духовное перерождение личности.

В этом произведении Родион Раскольников, некогда способный студент, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, движимый извращенными представлениями о собственной исключительности и правом решать, кому жить, а кому умереть. "Он как будто что-то хотел ответить..., — пишет Достоевский, — но вместо того сам потянулся и лёг... От гильотины не легче казни". На добрые попытки окружающих, искренне желающих ему помочь, он отвечает ожесточением и агрессией. Так, на участие Сони Мармеладовой — воплощения христианской жертвенности — Раскольников реагирует дерзко: "Тебя не я грешить заставлял... Прочь, прочь!". Друзья Разумихин и Порфирий Петрович тоже сталкиваются с холодным отчуждением и враждебностью с его стороны. На примере Раскольникова Достоевский показывает, как человек в результате духовной деградации и гордыни становится способен ответить презрением даже на искренние добрые порывы ближних.

Что отталкивание добра может быть следствием не только внутренних причин, но и социальной среды, Достоевский убедительно изобразил в романе "Братья Карамазовы".

Здесь центральной фигурой выступает Дмитрий Карамазов, добрый и страстный по натуре, но сформировавшийся в атмосфере жестокости и несправедливости. В попытке заслужить расположение возлюбленной Грушеньки он вынужден конкурировать с обезумевшим от скупости отцом. Фёдор Павлович, олицетворение бездуховности, доходит до крайней степени низости и скаредности по отношению к собственному сыну: "С ненавистью, с патриархальной ненавистью смотрел он на своего сына". Дмитрий, не выдержав унижений от отца, в порыве отчаяния убивает его. Судьба Дмитрия — пример того, как порочная среда, пропитанная жадностью и бездушием, способна извратить и очернить даже изначально добрую натуру, толкнув на ответное злодеяние.

Таким образом, на страницах романов Достоевского ярко отражены трагические ситуации, когда добро встречает зло в ответ. Писатель указывает на разные причины этого парадокса — от духовного падения, искажения души гордыней до губительного влияния жестокой и безнравственной общественной атмосферы, где царят алчность и равнодушие к ближнему.

Подводя итог, можно сказать, что феномен неблагодарности и отторжения добра имеет как личностные, внутренние истоки, так и обусловлен негативными социальными факторами. Нравственное очерствение человека, потеря им духовных идеалов приводят к неспособности ценить участие и бескорыстную помощь окружающих. Изменить личность изнутри крайне сложно, но гуманизация общественных отношений —реальный путь к преодолению подобных деструктивных проявлений. Ведь именно в среде безнравственности и жестокости люди утрачивают веру в добро, следовательно, и способность отвечать на него должным образом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.