Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Понятие «Общественно-экономическая формация» и его структура (Школьные сочинения)

В истории человечества происходили значительные изменения в социально-экономической и политической организации общества. Для понимания этих процессов Карл Маркс ввел в своей теории такое понятие как, "общественно-экономическая формация". Эта концепция является ключевой для анализа развития общества на различных этапах его истории.

Общественно-экономическая формация представляет собой общество на определенной ступени исторического развития. То есть любая совокупность общественных отношений (такую трактовку категории «общество» давал Маркс) должна пройти через определенные стадии развития. Отметим, что изначально понятие формация имело немного другое значение, а именно представляло собой совокупность геологических отложений одного времени и способа образования.

Давая такое название, Маркс подчеркивал, что каждая стадия образуется постепенно и имеет однородный состав, однако с течением времени элементы меняются, образуя следующий этап с сохранением некоторых прежних элементов. Так, рассматривая всю историю определенного общества, можно разложить весь процесс его существования на определенные формации (как слои горных пород, находящиеся друг над другом, и чем новее формации, тем выше она находится), каждая из которых определяется определенными чертами. Социально-экономическая формация состоит из двух частей: базиса и надстройки.

Базис определяется существующими производственными силами (средства производства и люди, использующие эти ресурсы) и возникающими на их основе производственными отношениями (это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления). То есть в обществе изначально возникают материя в виде факторов производства, которые на различных этапах принадлежит различным классам. Затем эти классы начинают взаимодействовать в процессе экономического цикла (производства, распределения, обмена и потребления), что приводит к формированию определенной устойчивой в определенный период системе производственных отношений. Из этого вытекает еще одно важное понятие – способ производство, которые является сочетанием рабочей силы и орудий труда, характерным для определенного уровня развития.

Надстройка, исходя из названия, представляет собой то, что возникает над чем-то с течением времени. По Марксу, надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений. Иными словами, это общественное сознание. Все духовные составляющие жизни общества (политика, право, мораль, государственное устройство и т. д.) происходят именно от базиса, представленным способом производства.

Тогда смена формаций происходит из-за изменений базиса, то есть изменения производственных способностей общества (в этой теории ярко заметно, что Маркс был материалистом, так как подчеркивал значимость именно материи над сознанием через первоначало базиса над надстройкой). Возможно провести аналогию, что базис — это фундамент, а надстройка — дом, стоящий на этом фундаменте; так что есть производственные отношения и силы с из взаимосвязью претерпят значительные изменения, то фундамент условно рухнет (но не полностью), что приведет к обрушению всего вышестоящего строения — духовной сферы. Конечно, смена базиса не целиком изменяет надстройку, однако в любом случае оказывает влияние на нее. Так, при изменении отношений, касаемо собственности, происходят изменения праве. Например, при первобытнообщинной формации вся собственность была общей, значит и никаких мер регулирования в отношении частного имущества не возникало. Однако на рабовладельческой стадии происходит расслоение общества на тех, кто был объектом собственности, и тех, кто ими владел, что естественно приводило к изменению социальной стратификации общества, права (появилась необходимость определения прав и обязанностей разных сословий). В это же время, при изменении базиса не так сильно меняется некоторые элементы общественного сознания. Например, философия относится по данной теории к надстройке, однако на протяжении нескольких формаций остаются неизменными философские вечные истины, что говорит о ее относительной стабильности. Но повторимся, что все равно изменение способа производства меняет надстройку, и даже в этом примере можно увидеть, что при переходе между стадиями выдвигаются разные проблемы (например, при феодальной формации многие философы придерживались идеализма, причем в большинстве объективного; однако при переходе к капитализму в обществе возникают материалистические взгляды на первоначало (Маркс, Энгельс, Фейербах)).

Необходимо отметить, что базис никогда не может разрушиться полностью, так как базис развивается по принципам диалектики (Маркс выдвигал постулаты диалектического и исторического материализма, который как раз проявляется в этом). Так, переход от одной формации к другой происходит через отрицание существующего способа производства и замещения его новым. Рабовладельческая формация характеризовалась рабовладельческими отношениями, где рабы были основной рабочей силой. Средства производства принадлежали земельным владельцам. Далее произошло условное отрицание существующего порядка и общество перешло к усложнению взаимоотношений по поводу организации взаимоотношений и так возникли феодальные отношения, где власть принадлежала феодалам, а крестьяне обязаны были предоставлять свои услуги взамен за землю. То есть теперь не было рабства, при которой один человек принадлежал полностью своему господину, однако сама суть зависимости между обладателями ресурсов и рабочей силой осталась.

Другой принцип диалектики «единство и борьба противоположностей» также возникает в этой концепции. Она проявляется в виде упомянутой зависимости. С одной стороны тот, кто владеет собственностью, и тот, кто владеет рабочей силой и использует её для использования собственности, совершенно противоположны (при капиталистической формации существует класс буржуазии и класс рабочих, которые имеют абсолютно разные цели), однако именно их взаимодействие порождает взаимосвязь производственных отношений и рабочей силы, что приводит к формированию и развития базиса и, следовательно, надстройки.

В заключение, понятие общественно-экономической формации предоставляет ключ к пониманию эволюции общества. Её структура, включая производственные отношения, собственность, классовую структуру и политическую систему, определяет особенности каждой формации в ее историческом развитии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.