Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сопоставьте стихотворение С. А. Есенина из цикла «Русь» и стихотворение Анны Ахматовой из цикла «Июль 1914». Объясните различия смысла и формы этих стихотворений (Сравнительный анализ)

Стихотворения С. А. Есенина и А. А. Ахматовой, несмотря на сходства в тематике, имеют множество различий между собой и по смыслу, и по форме. Из даты написания произведений становится понятно, что оба текста посвящены началу Первой Мировой войны и иллюстрируют состояние нашей страны в это время. Однако периоды этого времени в стихотворениях разные: если у Есенина читатель наблюдает за тем, как люди только идут умирать, то у Ахматовой почти все уже умерли, и остаётся надежда только на божественные силы.

На этом противопоставлении стоится вся композиция произведений.

В обоих из них описание начинается с природы, которая полностью соответствует отображением действительности человеческого мира. В стихотворении Есенина она остро чувствует приближающуюся опасность: раздаются раскаты грома, вихрь «кружит… леса во все стороны», пена с озёр «машет саваном», причём этот образ точно отсылает к неминуемым последствиям ухода людей на войну. На это же указывает и чёрный ворон — символ смерти и гибели. В тексте Ахматовой природа уже мертва: птицы не поют, осина не дрожит, ни солнца, ни дождя, всё полыхает в огне страшных минувших дней.

Вторая часть стихотворений, начинаясь с третьей строфы, посвящена людям, тем, что, несмотря на ужасную, сложную ситуацию в стране, всё равно решили идти отстаивать свою Родину. В тексте Есенина появляется образ народа, провожающего военных в нелёгкий путь («загыгыкали бабы», «собиралися мирные пахари»), возникают такие эмоции, как плач (у провожающих) и стойкость и смелось (у уходящих на войну «без печали, без жалоб и слез»). В этой части особенно подчёркивается особенность русского характера — всегда без страха бороться за свободу отечества. В стихотворении Ахматовой вторая часть совершенно иная: если в тексте Есенина изображается сила, то здесь наоборот —безысходность и сама смерть. Одинокий прохожий выступает как бы в роли пророка и сообщает о дальнейших последствиях: «Сроки страшные близятся. Скоро\Станет тесно от свежих могил…».

Завершающий катрен в стихотворениях также разный. Лирический субъект Есенина в обращении к Руси указывает на место, где проживают её герои («Вот где…»), чтобы страна не только знала их, но и сохранила им жизни в бою, потому что они решились сохранить её жизнь. В стихотворении Ахматовой этой жизни не стало: страна не спасла свой народ, она погибла вместе с ним, однако всё равно не достанется врагу («на потеху себе не разделит … супостат…»), потому что святые силы «расстелют белый плат» — точно как природа «саван» в тексте Есенина. Возникшее тематическое поле божественного подкрепляет мысль, что, даже несмотря на большое количество смертей, всегда есть надежда на спасение от Бога.

Лексика в представленных стихотворениях специфична: у Есенина представлено много инверсий и слов, которыми выражались на Руси, чтобы подчеркнуть народность и фольклорные мотивы данного стихотворения. Просторечия тоже используются для изображения слоя населения, который отправляется на войну. У Ахматовой также представлены устаревшие слова, такие как глад (голод), млад (молодой), мор (эпидемия), супостат (враг), плат (платок). Однако в её тексте имеется и возвышенная лексика, связанная с божеством (Богородица, немилость Божья, небесные светила).

Звукопись тоже играет важную роль в предложенных стихотворениях. В произведении Есенина представлена звуковая инструментовка, связанная с буквой «р» в первой части, чтобы передать состояние бушующей природы: например, в словосочетании «грянул гром» слышатся сами раскаты грома, в слове «каркали» отчётливые крики ворона. В стихотворении Ахматовой на уровне звукописи не присутствует ничего конкретного, однако это можно рассмотреть как приём, ведь поэтессе важно подчеркнуть ту мёртвую тишину, что окутала весь родной край. Строки трёхстопного анапеста стихотворений объединены перекрёстной рифмовкой. В тексте Есенина это подчёркивает движение и стремительность русский воинов, а у Ахматовой — стремление вверх, к Богу. В некоторых строках присутствуют спондеи, чтобы прервать ритм стихотворения и заострить внимание читателя на тех или иных словах.

Итак, стихотворения Есенина и Ахматовой, принадлежащие к циклам «Русь» и «Июль 1914» посвящены теме Первой мировой войны, но главная мысль раскрыта в них по-разному. Текст Ахматовой будто является сюжетным продолжением произведения Есенина, что ожидает русских людей на войне и что в конечном итоге их жизнь обернётся смертью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.