Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Лирические фрагменты в эпическом повествовании: сопоставление с плачем Ярославны из «Слова о полку Игореве» (ЕГЭ по литературе)

Русская литература славится своим жанровым многообразием: 19-й век не ограничивается "европейскими романами", а 20-й нельзя сводить к одним лишь творческим экспериментам. Гибридность прозы и поэзии нередка и для русских классиков.

Так, Н. В. Гоголь определял "Мёртвые души" как поэму, хотя написана она в прозаической форме. Чем можно объяснить такую авторскую характеристику? Прежде всего, наличием в тексте лирических отступлений: они легализуют в произведении авторское слово, которое, по канонам романного жанра, должно быть беспристрастным, — из этого соображения и исходил Гоголь, когда называл свой текст поэмой. В известном фрагменте о птице-тройке повествователь задаётся вопросом: "Русь, куда ж ты несёшься? Дай ответ!". Такой переход от сюжетной канвы к философской проблематике, к лирически-личной интонации делает "Мёртвые души" панорамой русской жизни, которую очень хочется понять и принять. В плаче Ярославны из "Слова..." также присутствует своя интонация: она раскрывает любовные чувства героини к Игорю, её неравнодушие к судьбе войска князя, которое, к слову, подогревается природными символами — например, образом кукушки.

Жанр плача позволяет автору "Слова..." наделить Ярославну правом говорить, предупреждать горе, в то время как Гоголь тоже задумывается о том, что будет с Русью дальше, если сейчас так смешны и нелепы люди, её населяющие.

В модернистском романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" лирическая составляющая явлена в виде книги стихов главного героя. Знаменитые строчки "Свеча горела на столе..." навевает Юрию поездка на рождественскую ёлку к Свентицким. Это тоже — попытка выразить своё мироощущение через слово, хотя и не такое трагичное, как у Ярославны. И у Пастернака, и у автора "Слова..." лирические элементы оказываются следствием поэтического переживания прозаической реальности. Поводом для подобных жанровых вставок служат некие стихии: природная, любовная, историческая и многие другие. Ярославна пытается вмешаться в историческое повествование ради супруга, Живаго же, сам того не осознавая, погружается в хаос событий, не ропща на судьбу, а воспринимая её в чудесно-христианской перспективе.

Таким образом, лирические фрагменты в эпическом повествовании оказываются неотъемлемой составляющей характеристики героев и рассказчика. Именно они вскрывают душевные тайны и порывы, скрытые за текстом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.