Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Базарова можно назвать «рефлексирующим нигилистом»? (ЕГЭ по литературе)

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражены многие темы, например, взаимоотношения преемственных поколений, идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права, возникновение «нового» типа человека на переломе двух эпох, любовь к родине, отношение к природе и так далее. Образ «нового» человека — Евгений Базаров, которого писатель называет «рефлексирующим нигилистом».

В начале произведения Евгений относит себя к нигилистам, то есть людям, отрицающим все. Он считает, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Он хочет «расчистить место» абсолютно от всего, не принимает опыт прошлых поколений как что-то ценное.

Бросая вызов, его отрицание доходит до крайностей: отрицание «вашего» искусства перерастает в неприятие всякого искусства, отрицание «вашей» любви — в утверждение, что «любовь… чувство напускное» и обусловлена гормонами и физическими потребностями, отрицание дворянской сентиментальности к народу — в пренебрежение к мужикам, отрицание «ваших» сословных принципов — в уничтожение любых основ. Иногда герой сам чувствует, что заходит слишком далеко, а в нем тоже бьется «живое сердце». Но он старательно глушит в себе эти душевные порывы, пресекает видение в природе «прекрасного» — «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он приходит к утверждению личности, но ценой разрушения авторитетов: по его мнению, «Рафаэль гроша ломаного не стоит», а Пушкин занимается «ерундой». Он думает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», поэтому уверен, что может быть полезным в качестве врача.

Однако после знакомства с Одинцовой Базаров начинает сомневаться в своей твёрдости: он бы унял кровь, но это что-то большее, чем волнение крови. Он перестает смотреть на Анну Сергеевну как на «бабу с мозгом». К нему приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Он осознал, что можно отрицать любовь, но она придет, можно отрицать и смерть, но «она тебя отрицает, и баста!». Общий скептический настрой сохраняется, но теперь скептицизм лишен прежней непоколебимой уверенности. Перед самой смертью к нему приходит мысль о том, что не стоит ограничивать все естественные проявления человека, с ними ничего нельзя сделать.

Итак, Базаров — «рефлексирующий нигилист», потому что постоянно анализирует свои мысли, поступки, чувства. К концу произведения, пройдя испытание любовью и смертью, он пришел к тому, что позиция нигилизма несостоятельна и не имеет будущего. Собственно, писатель сочувствует Базарову, но не его мнению, поэтому убивает героя. Тот думал, что за ним будущее России, но на смертном одре говорит: «Я нужен России. Нет, видимо, не нужен». Так рефлексия героя доходит до сомнения в собственной правоте.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.