Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Необходимость Базаровых в 19 веке (Тургенев И. С.)

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году. С тех пор и до настоящего времени он не перестает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские проблемы, поднятые писателем на страницах этого произведения, вызывают несомненный интерес и в наши дни.

И. С. Тургенев обладал удивительным талантом писательского созерцания и зоркости. Он умел тонко чувствовать все злободневное, схватывал важность и красоту мгновений истории общества, находя им отклик в своих произведениях со всей полнотой художественного восприятия. Неудивительно, что Тургенев запечатлел в романе «Отцы и дети» появление и становление нового героя того времени, обладающего своими особыми политическими взглядами.

Именно такой тип личности показан писателем через образ центрального персонажа Евгения Базарова. Это «новый человек» в обществе того времени, разночинец и нигилист, русский бунтарь, разбивающий все авторитеты и ценности без жалости и пощады. Обращаясь к образу нигилиста Базарова, невольно задаешься вопросом, нужны ли России такие люди, не несет ли опасность обществу их ставшая гимном идея «необходимо все сломать и разрушить». Конечно, нельзя дать однозначного ответа на данный вопрос, ведь он во многом зависит от эпохи, настроения внутри страны. С одной стороны, если Базаровы появились в России 19 века и имели большую популярность, то была благодатная почва для развития данного течения. То есть упадок страны, коррупция власти на местах, раз¬врат духовенства и, наконец, крепостничество, ставшее бичом России, нашли отклик у нигилистов, таких как Евгений Васильевич. Несомненно, стране нужны были решительные, целеустремленные Базаровы, не приемлющие пустых разговоров, красивых фраз и поз, а стремящиеся «действовать в силу того, что полезно». По словам Базарова, «в теперешнее время полезно отрицать» (то есть уметь критически мыслить), и он все отрицает. Именно такие сильные натуры, как Евгений Васильевич нужны стране, находящейся в бедственном положении. Россия 19 века требовалась не в Печориных, разочаровавшихся в жизни и ищущих свое место, не в Обломовых, лишь говорящих и думающих о преобразованиях в государстве, а в Базаровых, точно знающих, что важно для страны, какое «идеологическое лекарство» ей нужно. Может показаться, что базаровский нигилизм разрушителен, но вряд ли Базаров сможет возглавить народный бунт, ведь он не видит в народе ничего, кроме невежества, такой человек лишь предрекает и ускоряет появление нового течения — революционного. Базаров скорее ломает не саму систему государственного аппарата, а «очищает» людские умы, навязывая свое мировоззрение, так как обладает способностью оказывать влияние на окружающих, например, как с Аркадием Кирсановым. Конечно, это тоже является своеобразным шагом на пути к общественным преобразованиям. Евгений полезен обществу, не только как нигилист, но и как врач. Базаров совершенно прав, рассуждая, кто нужен России: «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...», то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не «сидящие сложа руки и уважающие себя за это», как Павел Петрович Кирсанов. Именно поэтому Евгений усердно трудится, лечит людей, принося этим прямую пользу обществу. Но, с другой стороны, воспеваемое нигилистами полное отрицание всего, даже культурных и духовных ценностей, прошлого не совсем верно и правильно. Несмотря на то, что совершенно бесполезно затмевать разум романтикой, жить давно прошедшим, вспоминать идеалы старины, глупо отрицать положительное влияние искусства, пользу и мудрость прошлых поколений. Бесспорно, Базаровы ошибаются, считая, что «Рафаэль и гроша медного не стоит» и прошлое не должно занимать важное место в жизни человека. Именно искусство эта та отдушина для человека, которая требуется ему в трудное время, именно культура развивает личность человека, а прошлое — источник многовековой мудрости всего народы. Желание людей, разделяющих взгляды Базаров, стереть и изничтожить духовную жизнь своей прагматичностью, материализмом — вот отрицательное воздействие нигилизма на общество.

В заключение ещё раз подчеркну: Базаровы, их критическое мышление, понимание бедственного положения страны, знания, что делать, были нужны России 19 века. Именно такие личности обладали способностью изменить страну. Их материалистические взгляды действовали скорее отрицательно, но были необходимы для прогресса России.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском