Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Культурная революция 20-30-х годов (ЕГЭ по истории)

Культурная революция 20-30-х гг. — важный исторический процесс отечественной истории, направленный на перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной, создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитани, «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры, Ликвидация неграмотности, Разрыв с дореволюционным культурным наследием. Культурная революция включает в себя такие события и процессы, как начало ликвидации безграмотности, высылка деятелей культуры, не согласных с утверждением советской власти, за границу (т. н. философский пароход), отделение церкви от государства, создание различных творческих объединений (ЛЕФ, РАПП), замененных в 30-е гг.

на Союз писателей СССР и т. д.

Важным процессом кулльтурной революции можно считать ликвидацию безграмотности, причинами которой являются большая доля безграмотных среди населения, что не могло способствовать развитию производства, потребность советской власти в квалифицированных кадрах, которых недоставало, а также возможность для советской власти при обучении грамоте воздействовать на обучаемых, прививать им социалистические ценности. Важную роль в этом событии сыграл нарком просвещения Луначарский. Он создал на базе наркомата просвещения Глаполитпросвет, одобрил декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, инициировал выпуск газет и журналов по ликвидации безграмотности, участвовал в разработке учебных программ. Его действия привели к тому, что ликбез начал успешно реализовываться. Следствиями ликбеза можно считать повышение уровня грамотности среди населения, но одновременно увеличение нагрузки на рабочих, которым было трудно совмещать учебу и работу, также следствием является начало приведение учебных программ в соответствии с установившейся идеологией.

Важным событием культурной реформы можно считать отправку за границу «философского парохода « в 1922 г, причиной чего стали несогласие части деятелей культуры с установлением советской власти, необходимость для большевиков укрепиться у власти и внушить свою идеологию, для чего необходимо было несогласных деятелей культуры выслать за границей, чтобы они не выражали оппозиционных взглядов. Важную роль в этом событии сыграл В. И. Ленин: он назвал отказавшихся признавать советскую власть контрреволюционерами, предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу, поскольку в ходе бесед с Троцким осознал, что для расстрела повода нет, но и бездействовать в условиях неустойчивости советской власти невозможно. Ленин также организовал высылку за границу деятелей культуры, составлял списки. Его действия привели к тому, что деятели культуры (н-р, Бердяев, Прокопович, Трубецкой) были высланы на пароходе за границу фактически без суда. Следствиями данного события стало ужесточение цензуры, ограничивавшей творчество официальной социалистической идеологией, устранение потенциальных оппозиционеров советской власти, что можно расценивать как укрепление у власти большевиков.

Культурная революция 20-30 х гг. оказала огромное влияние на дальнейший ход истории. Так, в 30е гг. в качестве официально одобряемого утвердится метод соцреализма, которого будут придерживаться вплоть до перестройки. 30-е гг. характеризуются массовыми репрессиями, которые коснулись в том числе деятелей культуры. После ВОВ репрессии продолжатся: в 1946 г. вышло «постановления о журналах Звезда и Ленинград», в которых Ахматова, автор поэмы о сталинских репрессиях «Реквием», будет обвинена в аполитичности, а Зощенко — в безыдейности. В период культурной революции было введено всеобщее обязательное начальное образование, позднее обязательным стало среднее образование, а по реформе образования Хрущева 1958 г., срок среднего общего образования увеличивался до 11 лет вместо 10, укреплялась связь между школой и производством.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.