Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

О Второй Мировой Войне эпохи «Оттепели» (Фильмы и сериалы)


После смерти Сталина культура советского союза вошла в период «Оттепели», который был назван так по одноименной повести Ильи Эренбурга, написанной в 1954 году. Одним из первых проявлений новой эпохи стала статья Померанцева «Об искренности в литературе», основной мыслью которой был призыв: отказаться от лакировки действительности и обратиться к действительности, какой бы она ни была.

Что же мы будем называть оттепелью? Действительно ли это эпоха или мимолетная надежда на демократизацию? Наверно оттепель — это не столько режим, сколько духовное состояние общества этого времени, обусловленное надеждой на смену режима после смерти вождя и на полное обновление. Примером такой надежды в СССР стал всемирный съезд молодежи и студентов, проведенный в 1957 году, то есть на следующий год после 20 съезда КПСС, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина. Традиционно хрущевскую оттепель датируют двумя десятилетиями: 50-е (со смерти Сталина) и 60-е (до 1968 года — начала эпохи застоя).

Мы будем рассматривать кинокартины, посвященные войне, относящиеся к периоду с 1957 года по 1968 годы.

До 1957 года таких фильмов крайне мало, как и фильмов в принципе, а 1968 год будет для нас границей другой эпохи, однако фильм 1966 года «Обыкновенный фашизм», который рассказывает о зарождении тоталитаризма в Германии, можно назвать фильмом, достигшим пика по своей демократичности и искренности. В нем высмеивается Гитлер и фашизм, который он установил в Германии, но вместе с тем высмеивается и тоталитаризм, а значит, сатира, гротеск и сарказм в отношении фашизма, можно с тем же успехом применить и к критике Сталинского режима.

Поскольку фильмы о Великой Отечественной войне занимают особое положение в нашей культуре, являясь своеобразным памятником и данью истории, то по ходу нашего рассказа будем выделять ключевые черты и особенности фильмов этого времени и даже попытаемся проследить за тем, как они изменялись.

Наш взгляд мы остановим на фильмах «Летят журавли», «Дорогой мой человек» и «Баллада о солдате». Во всех этих фильмах война становится ключевым моментом, меняющим жизнь людей. Однако и она отходит на второй план, являясь скорее одним из жизненных обстоятельств, которые встречаются на пути человека. В фильме «Дорогой мой человек», например, почти нет военных действий как таковых. Они – лишь фон, на котором совершаются важные для зрителя события. В отличие от более ранних кинокартин о войне, в которых герои были бесконечно преданны своему отечеству и шли на гибель за народ, фильмы в эпоху оттепели становятся еще и фильмами о том, как личность переживает войну, то есть мы видим трагедию индивидуума. Однако поскольку главной трагедией в войну было расставание с близкими, то этот же сюжет становится основным и используется как лейтмотив.

Конечно, в данных фильмах есть и пропаганда, и призыв к патриотизму, и высмеивание нечестных людей (которые почему-то еще не истреблены в СССР), однако, главным конфликтом в этих фильмах становится любовный. Он наиболее интересен для публики, а также вызывает больше всего сострадания. В приведенных выше фильмах, основой сюжета являются именно взаимоотношения юноши и девушки и их развитие на фоне войны.

Причем, чтобы показать несправедливость войны, история любви часто бывает неудачной, оставляя двух людей несчастными навсегда. Таким образом в фильмах эпохи оттепели появляется доля фатализма. Особенно явно проявляет себя романтизм: мотив ожидания любимого, судьбоносности встречи, отчаяния («Баллада о солдате»).

Также сильны идеологические мотивы. Нередко главные герои бывают строги к себе и окружающим в исполнении приказов, идут добровольцами на фронт и защищают девушек от нечестных людей. В характерах этих идеальных солдат мы видим сходство и с героями обычных фильмов, например, Владимир из фильма «Дорогой мой человек» схож с Николаем из «Высоты». Их отличает упорство, некая бравость (в рамках возможного в СССР), искренность, и самое главное, прямолинейность. Такие герои ни за что не будут брать взяток, наоборот, они будут примером порядочности. Эту черту можно выделить как обязательную для всех фильмов этого времени.

Также фильмы о войне должны показывать образец поведения и для девушек. Такой идеальной моделью стала Шура из фильма «Баллада о солдате» (1959). Она являет собой пример нравственной чистоты и целомудрия: случайно попав в вагон с молодым солдатом, она выбирает умереть, спрыгнув с поезда на полном ходу, нежели стать жертвой насилия. А чувства главной героини фильма «Дорогой мой человек» стали символом вечной любви среди советских обывателей: даже после войны она продолжает надеяться на встречу с любимым, который в один вечер спрыгнул с трамвая навсегда.

Как мы видим, режиссерами и сценаристами активно продвигается романтическая модель поведения для девушек. Если в фильме 1957 года «Летят журавли» героиня по прозвищу Белка – морально сильная девушка, способная принимать волевые решения, то героиню «Баллады о солдате» беспомощной и беззащитной.

Также отдельным явлением в эту эпоху стало продолжение ранее заложенной традиции: фильм, в котором герой без привязанностей рискует собой на благо отечества, не жалея себя, то есть образец мужества в военные годы. Такого героя нам показывают в фильмах «Отец солдата» и «Иваново детство». Однако в фильме «Отец солдата» изначальной целью главного героя было повидаться с сыном, солдатом, образ которого может быть метафорой всей армии. В попытках найти сына на фронте старый отец проходит всю войну и штурмует Берлин, а после наконец-то встречается с ним.

Важны также изменения в сатире в фильмах. В фильме «Дорогой мой человек» показан самый конец войны: добрые советские солдаты кормят немецких детей за фразу: «Hitler kaput!» от каждого из них. В противопоставление жесткому немецкому режиму, показано доброе отношение русских к детям. Важной деталью является сцена, где со спины немецкой девочки срывают ее лагерный номер, тем самым освобождая ее и давая надежду на светлое будущее. После эта же девочка показывает дрессированную собачку в костюме Гитлера, которая при определенной команде падает замертво под всеобщий хохот.

Это высмеивание направлено на развитие патриотизма, но оно ограничено, это не интеллектуальная, а приземленная ирония. Фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» сильно выигрывает по создаваемому впечатлению и качеству сарказма. Наряду с серьезными размышлениями о режимах, диктаторах, поколениях, режиссер, комментирующий фильм, иронизирует над событиями, в частности над учением фашизма и арийской расой. Больше всего запоминается момент, когда диктор рассказывает о великих ученых, не имевших правильной формы черепа, и о слепо подчиняющихся генералах Гитлера, которым повезло родиться с правильной головой. Однако вся эта ирония направлена также и на обличение советского строя (во время правления Сталина).

Фильмы о войне эпохи оттепели стали более близкими и понятными зрителям за счёт изображения более реальных конфликтов. Разделение героев на две части: хороших и плохих способствует эмоциональному сопереживанию одним и негодованию в отношении других. Фильмы остаются назидательными и нравоучительными, но в них появляется больше обычной жизни, быта и как это не странно обычных людей, которых война застала врасплох.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение