Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




О Второй Мировой Войне эпохи «Оттепели» (Фильмы и сериалы)

После смерти Сталина культура советского союза вошла в период «Оттепели», который был назван так по одноименной повести Ильи Эренбурга, написанной в 1954 году. Одним из первых проявлений новой эпохи стала статья Померанцева «Об искренности в литературе», основной мыслью которой был призыв: отказаться от лакировки действительности и обратиться к действительности, какой бы она ни была.

Что же мы будем называть оттепелью? Действительно ли это эпоха или мимолетная надежда на демократизацию? Наверно оттепель — это не столько режим, сколько духовное состояние общества этого времени, обусловленное надеждой на смену режима после смерти вождя и на полное обновление. Примером такой надежды в СССР стал всемирный съезд молодежи и студентов, проведенный в 1957 году, то есть на следующий год после 20 съезда КПСС, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина. Традиционно хрущевскую оттепель датируют двумя десятилетиями: 50-е (со смерти Сталина) и 60-е (до 1968 года — начала эпохи застоя).

Мы будем рассматривать кинокартины, посвященные войне, относящиеся к периоду с 1957 года по 1968 годы.

До 1957 года таких фильмов крайне мало, как и фильмов в принципе, а 1968 год будет для нас границей другой эпохи, однако фильм 1966 года «Обыкновенный фашизм», который рассказывает о зарождении тоталитаризма в Германии, можно назвать фильмом, достигшим пика по своей демократичности и искренности. В нем высмеивается Гитлер и фашизм, который он установил в Германии, но вместе с тем высмеивается и тоталитаризм, а значит, сатира, гротеск и сарказм в отношении фашизма, можно с тем же успехом применить и к критике Сталинского режима.

Поскольку фильмы о Великой Отечественной войне занимают особое положение в нашей культуре, являясь своеобразным памятником и данью истории, то по ходу нашего рассказа будем выделять ключевые черты и особенности фильмов этого времени и даже попытаемся проследить за тем, как они изменялись.

Наш взгляд мы остановим на фильмах «Летят журавли», «Дорогой мой человек» и «Баллада о солдате». Во всех этих фильмах война становится ключевым моментом, меняющим жизнь людей. Однако и она отходит на второй план, являясь скорее одним из жизненных обстоятельств, которые встречаются на пути человека. В фильме «Дорогой мой человек», например, почти нет военных действий как таковых. Они – лишь фон, на котором совершаются важные для зрителя события. В отличие от более ранних кинокартин о войне, в которых герои были бесконечно преданны своему отечеству и шли на гибель за народ, фильмы в эпоху оттепели становятся еще и фильмами о том, как личность переживает войну, то есть мы видим трагедию индивидуума. Однако поскольку главной трагедией в войну было расставание с близкими, то этот же сюжет становится основным и используется как лейтмотив.

Конечно, в данных фильмах есть и пропаганда, и призыв к патриотизму, и высмеивание нечестных людей (которые почему-то еще не истреблены в СССР), однако, главным конфликтом в этих фильмах становится любовный. Он наиболее интересен для публики, а также вызывает больше всего сострадания. В приведенных выше фильмах, основой сюжета являются именно взаимоотношения юноши и девушки и их развитие на фоне войны.

Причем, чтобы показать несправедливость войны, история любви часто бывает неудачной, оставляя двух людей несчастными навсегда. Таким образом в фильмах эпохи оттепели появляется доля фатализма. Особенно явно проявляет себя романтизм: мотив ожидания любимого, судьбоносности встречи, отчаяния («Баллада о солдате»).

Также сильны идеологические мотивы. Нередко главные герои бывают строги к себе и окружающим в исполнении приказов, идут добровольцами на фронт и защищают девушек от нечестных людей. В характерах этих идеальных солдат мы видим сходство и с героями обычных фильмов, например, Владимир из фильма «Дорогой мой человек» схож с Николаем из «Высоты». Их отличает упорство, некая бравость (в рамках возможного в СССР), искренность, и самое главное, прямолинейность. Такие герои ни за что не будут брать взяток, наоборот, они будут примером порядочности. Эту черту можно выделить как обязательную для всех фильмов этого времени.

Также фильмы о войне должны показывать образец поведения и для девушек. Такой идеальной моделью стала Шура из фильма «Баллада о солдате» (1959). Она являет собой пример нравственной чистоты и целомудрия: случайно попав в вагон с молодым солдатом, она выбирает умереть, спрыгнув с поезда на полном ходу, нежели стать жертвой насилия. А чувства главной героини фильма «Дорогой мой человек» стали символом вечной любви среди советских обывателей: даже после войны она продолжает надеяться на встречу с любимым, который в один вечер спрыгнул с трамвая навсегда.

Как мы видим, режиссерами и сценаристами активно продвигается романтическая модель поведения для девушек. Если в фильме 1957 года «Летят журавли» героиня по прозвищу Белка – морально сильная девушка, способная принимать волевые решения, то героиню «Баллады о солдате» беспомощной и беззащитной.

Также отдельным явлением в эту эпоху стало продолжение ранее заложенной традиции: фильм, в котором герой без привязанностей рискует собой на благо отечества, не жалея себя, то есть образец мужества в военные годы. Такого героя нам показывают в фильмах «Отец солдата» и «Иваново детство». Однако в фильме «Отец солдата» изначальной целью главного героя было повидаться с сыном, солдатом, образ которого может быть метафорой всей армии. В попытках найти сына на фронте старый отец проходит всю войну и штурмует Берлин, а после наконец-то встречается с ним.

Важны также изменения в сатире в фильмах. В фильме «Дорогой мой человек» показан самый конец войны: добрые советские солдаты кормят немецких детей за фразу: «Hitler kaput!» от каждого из них. В противопоставление жесткому немецкому режиму, показано доброе отношение русских к детям. Важной деталью является сцена, где со спины немецкой девочки срывают ее лагерный номер, тем самым освобождая ее и давая надежду на светлое будущее. После эта же девочка показывает дрессированную собачку в костюме Гитлера, которая при определенной команде падает замертво под всеобщий хохот.

Это высмеивание направлено на развитие патриотизма, но оно ограничено, это не интеллектуальная, а приземленная ирония. Фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» сильно выигрывает по создаваемому впечатлению и качеству сарказма. Наряду с серьезными размышлениями о режимах, диктаторах, поколениях, режиссер, комментирующий фильм, иронизирует над событиями, в частности над учением фашизма и арийской расой. Больше всего запоминается момент, когда диктор рассказывает о великих ученых, не имевших правильной формы черепа, и о слепо подчиняющихся генералах Гитлера, которым повезло родиться с правильной головой. Однако вся эта ирония направлена также и на обличение советского строя (во время правления Сталина).

Фильмы о войне эпохи оттепели стали более близкими и понятными зрителям за счёт изображения более реальных конфликтов. Разделение героев на две части: хороших и плохих способствует эмоциональному сопереживанию одним и негодованию в отношении других. Фильмы остаются назидательными и нравоучительными, но в них появляется больше обычной жизни, быта и как это не странно обычных людей, которых война застала врасплох.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском