Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Бунтующее сердце: образ Евгения Базарова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

В произведении И. С. Тургенева "Отцы и дети" одним из главных героев является Евгений Базаров — очень яркая личность, а также человек нового поколения, чуждый всем консервативно настроенным людям. Для него характерен определённый образ мыслей. Евгений — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип. Вместо того, чтобы разделять чьи-то мнения, он имеет своё собственное.

Даже отношение самого автора к этому герою неоднозначно. Тургенев с одной стороны возвышается его над другими персонажами своего романа, с другой — не заступается за него, а бросает на растерзание неистовствующей толпы.

Однако Базаров не смог со своим нигилизмом проникнуть во все сферы жизни общества. Его идеи и образ мыслей никому не понятны и даже немного пугают консерваторов. Героя осуждают. Взгляды его чужды людям из-за своей новизны и отрешённости. Для них Евгений — "теоретик", находящийся в разладе с "жизнью", жертва своей сухой и отвлечённой теории. Его образ близок к образу Раскольникова. Люди же считают, что всякая отвлечённая рассудочная теория приносит человеку страдания. Однако Базарова можно назвать сильной личностью, он внушает невольное уважение, ведь несмотря на неприятие и негодование публики, он не отказывается от своей точки зрения и продолжает следовать намеченному маршруту.

В течение всего романа Тургенев раскрывает характер Евгения за счёт столкновения его с другими героями. Аркадий — друг Базарова и его последователь. Он ослеплён идеями своего "учителя" и на всё старается смотреть через призму нового мировоззрения. Евгений чувствует свою силу над младшим Кирсановым, однако не видит в нём соратника и борца по духу, считает его слабым, молодым и неопытным. Напротив, Павел Петрович является его главным оппонентом. Его возмущает развязность Базарова, поэтому он видит в нём нахала. Дядю Аркадия раздражало, что при разговоре с ним Евгений был дерзок и груб. Во время дискуссий герой совершенно спокоен, а вот Павел Петрович часто не может унять свой пыл: ему достаточно любого предлога, чтобы наброситься на Базарова. Евгению нравится одерживать победу над этим "аристократом", иногда намеренно его унижая. Он твёрдо защищает свою позицию в спорах, и ему доставляет удовольствие возможность поставить дядю Аркадия на место, но потом ему наскучивает это занятие, и он ещё больше выводит Павла Петровича из себя своим равнодушием. Также интересен тот факт, что Базарову сложно найти общий язык с аристократами, но он легко располагает к себе простой народ в лице прислуги дома Кирсановых. Даже с родителями у него напряжённые отношения, хотя он по-своему любит их и к консервативным взглядам стариков относится снисходительно, считая их хорошими и добрыми людьми. В свою очередь родители Евгения принимают его таким, какой он есть, и даже подстраиваются под образ жизни сына, пытаясь во всём ему угодить.

Одним из самых важных моментов романа является внутренний конфликт героя с самим собой. Он происходит после знакомства Евгения с Анной Сергеевной Одинцовой, когда нигилист понимает, что влюблён. Тогда его теория разбивается о жизнь, и Базаров лишается почвы под ногами. Понимая свою беспомощность, он приходит в бешенство, ведь Евгений считает любовь белибердой, а рыцарские чувства — болезнью. Но тут герой осознаёт: его идеи — нечто искусственное, навязанное. Тогда, он понимает, что сам является романтиком и негодует от этого.

Сцена смерти Базарова — одно из самых сильных и трогательных мест романа. Умирающий — человек, переживший глубокий мировоззренческий кризис. Возможно и заражение Евгения не было досадной оплошностью. Возможно из-за чувства, нового для него, Базаров теряет бдительность, слишком много размышляя над их с Одинцовой отношениями. Однако Евгений хочет умереть достойно. Он поэтично, что не в его духе, прощается с любимой женщиной, сравнивая себя с лампадой, которой суждено погаснуть. Вероятно, автор намеренно "убивает" нигилиста, стремясь донести до читателя, что базаровский образ мыслей нельзя назвать правильным.

Однако Тургенев не заканчивает свой роман смертью Евгения, писатель приоткрывает занавес дальнейшей судьбы главных героев, показывая читателю, что несчастья случаются, но надо уметь достойно их пережить и двигаться дальше.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.