Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Деспотизм не может существовать в обществе до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока солнце не зашло» (Ч. Колтон) (ЕГЭ обществознание)

6 из 6
Оценка эксперта внизу

В данном высказывании автор раскрывает идею о том, что деятельность негосударственных и независимых средств массовой информации способствует развитию в обществе демократии. Этими словами он выражает мысль о том, что свобода слова и печати препятствует формированию тоталитарного строя и установлению единой общеобязательной идеологии.

Для более глубокого понимания смысла высказывания обратимся к теории.

Роль СМИ в жизни государства непосредственно связана с установившимся там политическим режимом.

Политические режимы бывают демократические и недемократические ( авторитарный, тоталитарный). Демократия — это политический режим, при котором граждане обладают широким кругом прав и свобод с гарантией их соблюдения, действуют принципы политического и идеологического плюрализма. В демократическом обществе СМИ не подчинены цензуре, действуют свобода слова и печати. В условиях демократии СМИ выполняют важные функции и в ходе предвыборной кампании: предоставляют площадку для дебатов, представляют программы кандидатов и знакомят граждан с ними, оказывают психологическое воздействие на избирателя. В авторитарном государстве свобода СМИ допускается, но в установленных властью пределах. В условиях тоталитаризма действует жесткая цензура. СМИ подчинены государственному контролю.

Примером того, когда свободная деятельность СМИ способствует развитию демократии, может послужить факт из общественной жизни. Ежегодно в мире составляется рейтинг стран в соответствии с индексом свободы прессы. В 2020 году первое место заняла Норвегия. При этом Норвегия является и одной из самых демократичных стран мира. Там граждане регулярно выражают свою волю непосредственно, так как в стране регулярно проводятся референдумы. На данном примере видно, что степень свободы слова и печати, независимость СМИ от властей способствуют развитию демократии, повышению заинтересованности граждан в управлении делами государства.

Примером того, когда принцип свободы слова не реализуется и устанавливается недемократический режим, может послужить факт из отечественной истории. Период правления Николая Первого связан с ограничениями в печати. Указ, определяющий степень гласности в обществе и изданный этим правителем, называли "чугунным" за особую строгость. Литератор Чаадаев был объявлен сумасшедшим за критику властей в журнале "Телескоп". Его произведения были запрещены для публикации. Заключительный период правления Николая Первого неслучайно называют "торжеством николаевской реакции". Власти стремились ограничить "вольнодумство" и поощряли публикацию только тех материалов, которые соответствовали монархической идеологии. На данном примере видно, что уничтожение свободы прессы — прямой путь к установлению контроля над всем обществом и диктатуре.

В заключение хочется подчеркнуть, что процесс формирования демократии непосредственно связан с ослаблением цензуры.

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2021 г.

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1 балл)

«В данном высказывании автор раскрывает идею о том, что деятельность негосударственных и независимых средств массовой информации способствует развитию в обществе демократии. Этими словами он выражает мысль о том, что свобода слова и печати препятствует формированию тоталитарного строя и установлению единой общеобязательной идеологии».

29.2 Теоретическое содержание раскрыто полно – (2 балла)

Правильно раскрыты такие понятия как СМИ, демократия, приведены виды, отличительные признаки, функции СМИ, виды политических режимов, особенности деятельности СМИ в демократических и недемократических обществах.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (1 балл)

Теоретические положения приведены в связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод.

29.4 Фактические аргументы – (2 балла) (не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории).

Приведено 2 примера, 1 - из фактов общественной жизни, 2 - из истории.

Итого: 6 баллов

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском