Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Психологическая составляющая долга (Сочинение на свободную тему)

У большинства людей восприятие долженствования происходит на подсознательном уровне, является, так сказать, само собой разумеющимся. Подобные случаи могут быть объяснены с точки зрения существования коллективного бессознательного или генетической памяти. Согласно психологу К. Юнгу, существует определённая наследуемая из поколения в поколение структура психики, заставляющая нас реализовывать свой жизненный опыт вполне конкретным образом.

Самым первым и самым сильным проявлением долга в жизни человека выступает сыновний долг. Рождение ребёнка и дальнейшее получение им помощи, заботы и защиты — есть акт наделения будущей личности долгом перед семьёй. Этот вид долга остаётся на всю жизнь, как некая социальная клетка, и является предпосылкой к формированию других разновидностей долга.

На данный момент выделяют две формы человеческого долга: эмпирическая и моральная, каждая из которых также подразделяется на категории.

К эмпирическому долгу относят родительский, дружеский, профессиональный и др. Моральный долг часто характеризуют как общечеловеческий, однако можно выделить в нём две составляющие: долг перед близким окружением и долг перед обществом в целом.

Как уже упоминалось, нравственный долг подразумевает наличие у индивида самопринуждения. Другими словами, человек сознательно и под влиянием внутреннего ощущения выбирает «надо» вместо «хочу». Именно такое поведение отличает социально зрелую личность от инфанта.

Наряду с развитым чувством долга нравственно-взрослому человеку присуща ответственность во всех её проявлениях. И только при сплоченной работе этих двух составляющих возможен успех. На практике же мы часто встречаем случаи, когда долг используется в виде оправдания собственных поступков («так было надо»). Это является свидетельством того, что личность не готова на самостоятельные, осознанные поступки, так как в случае неблагоприятного исхода ей не удастся избежать ответственности.

Тандем чувства долга и осознанной ответственности, выступающей в роли голоса совести, — одно из основных условий существования человека и общества. Они являются важными факторами эффективной деятельности в различных сферах жизни.

Что же касается видов долга, то их количество огромно. Все они взаимосвязаны и в большей или меньшей степени влияют друг на друга. Мы разберём лишь те, которые можно назвать базовыми: родительский, профессиональный и гражданский.

Родительская любовь считается безусловной, однако, опираясь на многочисленный опыт, справедливо заметить, что этот показатель не является абсолютным. Тем не менее, чувство родительского долга, пробуждаемое в матери и отце самой природой, — это форма специфического внимания к ребёнку, бесконечная преданность и привязанность. Такое поистине высокое чувство способствует зарождению и формированию ответного переживания.

Усиление подобного рефлекторного ощущения у ребенка происходит по мере его взросления. В детстве дети подсознательно выбирают родителей или людей, их заменяющих, в качестве поведенческого идеала. Чаду прививают те или иные ценности, характерные для данной семьи. Впоследствии слова родителей, ориентированных на формирование у своего отпрыска конкретных взглядов, качеств, приобретают императивный характер: «Ты должен…», «Ты не должен…». Такая стратегия, однако, не дает возможности воспитать чувства долга. Это чувство формирует поступок значимой личности, выбранной в качестве ориентира совести.

Далеко не последнее место в социализации индивидуума отведено культуре, произведения которой отражают труд, труд мастера. Соприкосновение с культурными ценностями одаривает человека профессиональным направлением развития, приучает к работе, труду.

В современном мире большую роль в культуре играют популярные личности, которые прямо или опосредованно влияют на выбор ребенка ценностных ориентиров. Массовая культура зачастую не только рушит механизм формирования нравственных идеалов, но и оказывает пагубное воздействие на формирование любви к труду, приводит к его мутации.

Подвиг и самопожертвование — высшая форма проявления чувства долга. Герой, совершивший немыслимый поступок во имя других, воодушевляет людей, наделяет их гражданским чувством долга, формирует общественное сознание. Неординарная личность, одерживая победу, своим примером побуждает людей идти по своим стопам, следовать за гражданскими идеалами.

Геройство — явление единичное и быстро проходящее. А потому для поддержания гражданских чувств населения необходимо повышение значимости такого понятия как гражданское правосознание. Здесь основополагающим будет уважение прав другого человека, как долг гражданина.

Подводя итоги психологической составляющей долженствования, следует подчеркнуть необходимость различения долга и обязанности. Важно также помнить, что нравственный долг и ответственность — элементы одного механизма, и только при исправной работе каждого можно достичь желаемого результата. Все виды долга взаимосвязаны и взаимозависимы. При их формировании первостепенно выбрать правильную нравственную модель, образ, дабы не стать жертвой манипуляций.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском