Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему повесть названа «Капитанская дочка»? (Пушкин А. С.)

Как родоначальник традиций реализма А. С. Пушкин известен не только своим романом в стихах «Евгений Онегин», но и повестью «Капитанская дочка». В этом произведении он описал исторические события 1770-х годов, когда в России происходила крестьянская война под предводительством Пугачёва. Достоверность фактов, на которых строится повествование, не оставляет сомнения — ведь Пушкин самолично путешествовал по Поволжью и Приуралью, опрашивал оставшихся очевидцев и изучал приказы, карты, планы сражений. Более того, Николай I разрешил писателю пользоваться семейными архивами и личной перепиской.

Это обстоятельство во многом повлияло на план написания произведения — автор сделал упор на его художественную составляющую, и поэтому последовательность взятия крепостей так же соответствует задокументированному положению дел, как и отношения внутри русского народа.

Главными героями повести выступают представители дворянского сословия, хотя и разного достатка, Пётр Гринёв и Маша Миронова. Он сын состоятельного помещика из Симбирской губернии, она дочь капитана Белогорской крепости. Казалось бы, если речь ведётся от его лица, то почему в заглавие вынесено происхождение героини? Ответ на этот вопрос заключается в нескольких чертах, которые следует подробно разобрать.

Первоочерёдно стоит обратить внимание на историю Маши Мироновой. Читатель знакомится с образом героини с предубеждения Петра Андреевича, что девушка с первого взгляда показалась ему простоватой. Выросшая в узком семейном кругу, Маша Миронова имеет тихий, добрый характер. Её появление в третьей главе отмечено автором описанием приятной миловидной внешности девушки, скромным родом занятий (она много занимается рукоделием) и её чувствительностью — при горьком замечании матери о будущем дочери «даже слезы капнули на её тарелку».

Привычный для неё уклад меняется с момента появления в крепости Гринёва. Молодой человек сразу смущает девичью душу, и позже, несмотря на клевету Швабрина, он также влюбляется в неё. Неслучайно этот любовный треугольник изображён автором с превознесением благородства главных персонажей, ведь именно искреннее сердце способно подсказать правильный выбор. Неистовая и жестокая любовь Швабрина проигрывает в соперничестве с нежными и светлыми чувствами Гринёва, как ни пытался Алексей Иванович воспрепятствовать его соединению с Машей. В связи с этим можно говорить о предназначении образа героини в повести — он призван освещать истинную человеческую сущность и определять уровень нравственности. Соответственно, Пётр Андреевич оказывается единственным достойным претендентом на руку и сердце Маши Мироновой.

Родители Маши внимательно относятся к своей дочери, они благосклонны к её выбору, разве что заботливо предупреждают жениха о скудости приданого. Однако родители Петра видят в этих отношениях лишь пылкое увлечение молодости. Отец Гринёва называет поступки своего сына «проказами» и не намеревается давать согласия на брак. Как говорит эпиграф-пословица к пятой главе: «...накопи, девка, ума-разума...», прежде, чем выходить замуж, нужно набрать жизненный опыт и осуществить духовный личностный рост. Так, нелестно названная своей матерью «трусихой» Маша превращается в сильного, готового ради счастья семьи на всё человека. После подавления Пугачёвского бунта, она, претерпев многие тяжёлые жизненные обстоятельства, будет награждена заботой и покровительством своей новой семьи.

Испытания судьбы в ходе повести делают Машу Миронову мужественной и укрепляют её веру в высокие моральные принципы. Оставшись сиротой, Маша лишается родителей и попадает в руки Швабрина, задумавшего насильно на ней жениться. Тем не менее Пугачёв, силой захвативший власть в Белогорской крепости, защищает жизнь неизвестной ему девушки. Только чудом ей удалось остаться неузнанной, кроме того получить благословение от убийцы своих отца и матери. Не каждый после такой потери сможет собраться с силами и столь настойчиво защищать жизнь последнего близкого человека. Добиваясь аудиенции Великой императрицы, конечно Маша испытывала робость и трепетный страх, что её просьбу не услышат и не проявят к ней милосердие. Тем не менее, она проявила необыкновенные отвагу и самопожертвование в разговоре с нераскрывшей своё имя женщиной в саду. Поражённая силой духа этой хрупкой на вид девушки, Екатерина Вторая с радостью даровала прощение Петру Гринёву и также благословила их союз.

Благородство души проявляет не только Маша, но и Швабрин с Гринёвым по отношению к ней. Когда Пётр Андреевич ехал в крепость, чтобы спасти свою возлюбленную, он понимал, что если Швабрин обмолвится о её происхождении, то как капитанская дочка она могла неминуемо погибнуть. Однако именно главный антагонист повести принимает решение сохранить эту тайну перед лицом нового правителя-самозванца, хотя тот позднее обо всём узнаёт. Позднее Гринёв, допрашиваемый на суде, откажется от мысли впутывать историю Маши Мироновой, потому что он понимал нависающую над её именем угрозу в этом случае. Складывается так, что герои не договариваясь проявили высокую степень мужественности и сохранили секрет истории капитанской дочки.

Благополучное время в жизни Маши и Гринёва наступает с того момента, когда родители главного героя приняли его возлюбленную в свой семейный круг. Отношение к ней изменилось в лучшую сторону настолько, что «любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке». Поразительные жизненные коллизии складываются счастливо в истории одной семьи, наглядно демонстрируя необходимость укоренённых моральных принципов.

Завершая изложенный анализ, важно не упустить следующую мысль: простая и скромная девушка может стать образцом душевной стойкости, а её беззащитность может оказаться способом заступничества за любимого человека. Своим образом она ставит высокую моральную планку для всех героев повести. Именно Мария Миронова, заслужив это имя своими добродетелями и правильными поступками, имеет право называться воплощением пушкинских представлений о нравственных ценностях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.