Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ новеллы «В исправительной колонии» (Кафка Франц)

Новелла Франца Кафки «В исправительной колонии» начинается с фразы одного из героев произведения — офицера, указывающего другому персонажу — учёному-путешественнику на аппарат, предназначенный для казни осуждённых. Автор подчёркивает, что сама колония расположена в «глубокой песчаной долине, замкнутой со всех сторон», при этом находящейся на отдалённом острове — такой же модели изолированного пространства, и ни у кого здесь предстоящее исполнение приговора не вызывает интереса, кроме офицера, который, подобно месту, где постоянно находится, сам будто замкнут в своём сознании, так как он является единственным сторонником подобного способа наказаний, всегда самостоятельно выполняющим всю работу. Затем следует описание аппарата и принципа его действия, заключающегося в записывании на теле заключённого нарушенной им заповеди бороной, сухим и бесстрастным языком, напоминающим стенографическую фиксацию и будто показывающим то, что чудовищность мира с подобными законами — норма. Более того, сам осуждённый не понимает, что является преступником и не знает уже назначенного ему приговора, но смиряется со своей участью и не протестует, обладая «собачьей покорностью», также, он не имеет возможности защитить себя, потому что «виновность всегда несомненна».

Преступление же состоит в его попытке спасти свою жизнь перед его господином. Это актуализирует одну из основных концепций Кафки, состоящую в мысли о том, что человечество совершило первородный грех, явившись в мир, поэтому все наказания, обрушивающиеся на отдельных его представителей закономерны, они обречены на страдание, с которым ничего не могут сделать. Попытка осуждённого узнать свою участь, пройдя за путешественником и пытаясь разглядеть аппарат, оказывается наказуема — солдат сбивает его с ног. Это также реализует идею непонятного мира в антиутопической концепции, обладающего безграничной силой, направленной на уничтожение человека, оказавшегося здесь случайно, который, маленький по сравнению с ним, изначально не имеет возможности его постичь. Создателем особой версии этого мира — колонии и его законов, регулируемых аппаратом, является прежний комендант, чей образ будто соотносится с представлением о создателе мира в целом: старый комендант похоронен не на кладбище, помимо этого существует предсказание о том, что через какое-то время он воскреснет, и, несмотря на практически полное отсутствие его сторонников и негативное отношение к придуманному им методу наказания, новый комендант и, по словам офицера, вообще никто, не в состоянии нарушить работу аппарата и всей колонии, это объясняет и то, что смерть прежнего коменданта никак не изменила основу существования такого мира: люди перестали поддерживать идею бесчеловечных наказаний, но сами они не исчезли. Важно то, что целью пытки всегда было не убийство, а некое осознание и искупление вины преступником: офицер отмечает, что на шестом часу у осуждённых наступает «просветление мысли» и «сияние достигнутой справедливости», побуждающее едва ли не испытать наказание на себе, а также пропадает аппетит, и то, что в таком положении преступников кормят демонстрирует соответствие пытки самой жизни. Путешественник не разделяет восхищения офицера устройством и отказывается поддерживать подобный способ судопроизводства перед комендантом, однако и не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, потому что понимает, что в этом мире, где он чужой, всё будет бессмысленно. Теперь офицер оказывается преступником, нарушившим закон о справедливости, и, поняв, что прежний мир больше не может правильно функционировать, решает подвергнуть себя наказанию, перестроив аппарат. Во время пытки он разрушается, убивая офицера не так, как остальных: «на нём не было никаких признаков обещанного избавления», будто обличая его истинное назначение — причинение людям страдания и их смерти в конечном итоге, без вымышленного «просветления», что подтверждается замечанием путешественника о том, что лицо мертвеца было «такое же, как при жизни». Учёный помогает офицеру не сразу, а только после его смерти, возможно, из-за веры в то, что в случае с ним подобного рода суд будет справедливым, однако, увидев его лицо, понимает, что он так же не оказалось искуплением. Прочитав надпись на надгробном камне прежнего коменданта о его грядущем воскресении, путешественник замечает усмешки на лицах людей, но сам не находит это забавным, догадываясь, что смерть офицера и разрушение аппарата не является спасением для этих людей и устройства их мира. Солдат и осуждённый стремятся выбраться из него вместе с учёным, но он не позволяет им этого сделать, потому что спасение невозможно.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском