Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Нагиба Махфуза, лауреат Нобелевской премии по литературе

История Египта уходит в тьму веков, на этой земле когда-то образовался один из древнейших очагов цивилизации. В последние десятилетия дохристианской эры Египет попал под власть Рима, потом — Византии. С возникновением ислама и созданием Халифата Египет был вовлечен в сферу великой арабской культуры, а с начала XVI века вошел в состав Османской империи. В 1882 году страна была оккупирована Великобританией, которая в 1914 роду установила над Египтом протекторат.

В последующие за этим десятилетия в Египте развернулось движение за национальное освобождение. Как раз на это время и пришлось становление как человека и как писателя Нагиба Махфуза (1911-2006), ныне признанного лидера египетской и всей арабской литературы.

Вся жизнь Махфуза прошла в Каире. Он появился на свет в одном из бедных, тихих кварталов средневекового района египетской столицы. Отец его был мелким чиновником, семья — многодетной.

Но несмотря на бедность, молодой человек сумел окончить школу и поступить на философское отделение Каирского университета. К этому времени английские власти опубликовали декларацию об отмене протектората и провозглашении Египта независимым королевством, однако английские войска остались в стране.

По собственному признанию, он «начал очень рано и много читать. Постепенно появилось желание написать что-то и самому. Позже это стало неутолимой жаждой». Первые литературные пробы Махфуза относятся еще к школьным годам. То были детективные новеллы и сентиментальные подражательные рассказы. Тогда же юноша приобщается к политической деятельности, участвует в антианглийских демонстрациях, выступает в поддержку националистических мероприятий.

Какое-то время ему удавалось совмещать занятия литературой и философией с общественной деятельностью, но бесконечно так продолжаться не могло. Окончив с отличием университет, он по инерции еще попытался писать диссертацию по проблемам эстетики и все же после нелегких душевных борений навсегда оставил философию и отдался писательству. Первые шаги давались непросто, лишь к 27 годам Махфуз смог издать свою первую книгу — сборник рассказов «Шепот безумия», написанных в русле критического реализма и пронизанных антиимпериалистическими и антимонархическими настроениями.

Вскоре появился первый роман начинающего автора. Назывался он «Насмешка судьбы». Действие в нем развертывалось в эпоху фараона Хеопса, но Махфуз попытался придать давно происшедшим событиям современное звучание. Примерно в том же ключе было написано еще два романа, они имели успех, но Махфуз искал способ высказаться полнее, и в 1945 году вышел в свет его роман «Новый Каир» — первый из так называемого каирского цикла, посвященного Жизни жителей старых кварталов египетской столицы: лавочников, ремесленников, мелких чиновников, студентов, проституток, попрошаек. В этот цикл вошли несколько романов Махфуза, и благодаря им его имя получило известность во многих странах арабского мира.

На вершину успеха уже знаменитого романиста подняла его следующая работа — трилогия «Междворцовый проезд», рассказывающая о судьбе грех поколений семьи богатого каирского торговца в период 1917—1944 годов. Это была эпопея, по своему профессионализму, художественным достоинствам, охвату событий, проблематике и занимательности превзошедшая все, с чем до этого встречался арабский читатель. Критики сравнивали трилогию Махфуза с «Будденброками» Томаса Манна и «Сагой о Форсайтах» Джона Голсуорси, значение ее для арабской литературы было трудно переоценить.

Казалось бы, судьба писателя полностью определилась. Но почти одновременно с окончанием работы над трилогией произошло событие, резко отразившееся на всей последующей его жизни, — в июле 1952 года группа офицеров во главе с Гамалем Абдель Насером совершила антимонархический переворот. Через четыре года после этого Насера избрали президентом, а английские войска были выведены из вновь провозглашенной республики. За этим последовали национализация Суэцкого канала и военная катастрофа. В 1967 году случилось еще одно тягчайшее военное поражение. Все стране круто и необратимо менялось — политические и общественные структуры, отношения между людьми, их социальное поведение, мировоззрение. Жизнь, которую описывал Махфуз, год от года становилась все более неузнаваемой.

Это вызвало глубокую растерянность у писателя, и он отошел от привычной литературной работы. Сначала казалось, что вернуться к ней уже не придется, но постепенно жизнь Махфуза стала налаживаться и входить в стабильную колею. Большую роль в этом сыграла Государственная премия за трилогию «Междворцовый проезд», показавшая, что новые власти нуждаются в нем и надеются на него. Тогда же в редакции известной каирской газеты «Аль-Ахрам» Махфузу, как и некоторым другим выдающимся египетским писателям, был предоставлен рабочий кабинет. С тех пор он работает только здесь, ежедневно приходя в здание редакции.

Постепенно Махфуз вновь втянулся в текущую жизнь, одна задругой стали выходить его новые книги — романы и сборники рассказов, и многие из них строились на сюжетах и проблематике уже новой египетской действительности. Изменилась и творческая манера писателя, социальный критицизм стал уступать место философской притче, аллегории и символике. Это приблизило к творчеству Махфуза новый контингент читателей, а именно тех, кто воспитан на европейской культуре.

В формуле Шведской академии (Нобелевскую премию Махфуз получил в 1988 году) говорится, что премия присуждена ему «за глубоко реалистичные произведения, которые представляют собой образцы не только арабской, но и всемирной литературы». Поздравить его с премией пришли руководители республики, видные деятели египетской культуры, гости из многих стран мира. Президент Египта Хосни Мубарак вручил ему высшую государственную награду — орден Ожерелье Нила.

В Стокгольм Махфуз не поехал, Нобелевскую речь зачитал от его имени представлявший его на церемонии Мухаммед ас-Сальмави. Здесь нужно сказать, что он редкостный домосед и за всю жизнь лишь дважды и на короткое время выезжал за пределы страны, да и то вынужденно, в командировки в бытность чиновником министерства по делам религии. Не был он даже на юге страны и не видел храмов и дворцов Луксора и Асуана, усыпальниц древних правителей Египта. Говорят, что он ни разу не наведывался даже в деревню и не имеет ни малейшего представления о том, как живут и работают на земле феллахи.

В Нобелевской речи писатель сказал о себе: «Я сын двух цивилизаций, в свое время сочетавшихся счастливым браком. Первая зародилась семь тысяч лет назад, в эпоху фараонов, вторая же, мусульманская цивилизация, — тысячу четыреста лет назад». Махфуз — правоверный и убежденный мусульманин. В исламской цивилизации он ценит призыв к единству людей и народов всей планеты, к свободе, равенству и милосердию. Магомет в его понимании — один из величайших умов в истории человечества, а в исламской религии для него имеет первостепенное значение стремление к братству всех религий, к терпимости, выдержке и добру. Но роман Махфуза «Дети Гебелави» был объявлен на родине под запретом из «религиозных соображений».

Говоря об источниках своего вдохновения, Махфуз делает следующий перечень: философия, история, политика, наука и различные литературные течения. «Я и мои товарищи, египетские писатели, — говорит он, — учились на русской классике, многое почерпнули от Льва Толстого, Достоевского и других ваших гениев». Награждение Нагиба Махфуза открыло еще одну новую страницу в истории литературных премий Нобеля.

Умер Нагиб Махфуз 30 августа 2006 г.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.