Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное (Сенека) (ЕГЭ по русскому)

Несёт ли собой пользу рабство? Морально или аморально? Необходимо, а главное - полезно ли? Эти вопросы всегда волновали человечество. С незапамятных времён, рабочий труд являлся основной рабочей силой у богатых людей. Обычно рабов вербовали, отбирая у бедняков с рождения к богачам или их захватывали в плен. Но могло ли рабство быть на добровольной основе? В этом вопросе, как мне кажется, выражается одна из главных мыслей стихотворения великого русского поэта и драматурга, основоположника русской классической литературы А.С. Пушкина "Анчар".

Вопрос напрашивается будто сам собой - "Неужели раб не мог помыслить о свободе выбора смерти, нежели исполнять волю тирана?". Пушкин передаёт осознание того, что, помимо "непобедимого владыки", который "властным взглядом" посылает человека на верную гибель, также виноват и сам раб, который покорно слушается и так же покорно выполняет приказ владыки:

Раб понимал, что был обречен на смерть, но всё же "послушно в путь потёк и к утру возвратился с ядом".

Моделируя данную ситуацию, мы приходим к понимаю того, что у раба не имелось никаких нравственных ценностей и его выбор был принят сквозь запугивание и унижения. Сбежать, и умереть не принося владыке смертоносную ветвь? Раб даже не рассматривает подобную перспективу, послушно отправляясь за ядом древа.

Следующим аргументом, подтверждающим выдвинутый мною тезис, является очередное произведение А.С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный...". Здесь Пушкин указывает на духовное рабство народа. Необразованные умы, лишённые всякого понимания политической обстановки в стране, достаточно легко "затуманить" простой агитацией:

В этом отрывке Александр Сергеевич ведет речь о стихах политического характера, которые, по сути, должны были стать неким агитационным материалом, подсказкой, что помогла бы сложить своё определённое мнение о положении дел в государстве. Лирический герой стихотворения говорит, что "вышел рано, до звезды", поэтому "стада" не откликаются на его призыв к свободе. Пушкин не зря переносит значение слова "народ" на "стадо", ведь в самом деле, народ, подобно стаду, становится заложником своей собственной необразованности, никак себя не просвещая и не вникая в положение дел государственных.

Все приведённые мною аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что прежде всего у человека есть чувство собственного достоинства, свой выбор. Человек, лишённый подобного чувства или выбора никак не может называться личностью. Значение раба и рабства очень серьезно - если ты не можешь решать что-то самостоятельно, то ты просто жалкий заложник своего узкого разума, раб, который стал таковым добровольно.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.