Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (Достоевский Ф. М.)

Сон довольно часто используется в писательстве как литературный приём, помогающий читателю понять смысл произведения, идеологическую и психологическую характеристику действующих лиц и взгляды самого автора. В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает несколько сновидений главного героя, что оказывает большое влияние на понимание его внутреннего мира.

Обычно детство считается доброй порой, но первый сон оказался «болезненный, безобразный, страшный, чудовищный». Родиону Раскольникову вспомнилось, как на его глазах убили «бедную лошадку», и в нём проснулось чувство сострадания, что побудило его засомневаться в верности намерения убить старуху.

Он осознал, что совесть будет разъедать его изнутри за то, что испытывал сострадание даже к кляче, но не к человеку: «Я ведь не вытерплю!..». Сон отражает внутреннюю борьбу в чистой душе Раскольникова, в которой побеждает человечность («Господи, покажи мне путь мой, а отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей»). Но не отвел этот сон от героя все навязчивые идеи, уже завтра совершается преступление.

Второе видение приходит ему в полусонном забытьи и скорее напоминает ему странные грёзы: «И чудесная-чудесная такая голубая вода бежит по разноцветным камням и такому чистому с золотыми блёстками песку»… Такое количество красок, как в этом Африканском оазисе, казалось, не было и во всей тусклой жизни героя, в чем и заключается контраст. Раскольников считает, что после убийства старухи всё изменится и реальный мир перестанет быть жалким и серым, что лишь усиливает его уверенность в своих действиях.

После преступления герой видит третий сон, который скорее похож на бред больного, или, как написал автор, «загнанной лошади». Ему слышатся звуки побоев, неестественные вопли хозяйки и бешеный голос Ильи Петровича. Страх разоблачения, «как лёд, обложил его душу, замучил его», но, несмотря на «такое нестерпимое ощущение безграничного ужаса», Раскольников не предпринял ничего, чтобы его не раскрыли («Он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась»). Мы видим, что он и сам понимает ошибочность совершенных действий, наказания за которые уже не получится избежать («Да и бесполезно!»).

Четвёртый эпизод можно назвать самым мистическим и зловещим, потому что в нём является образ погибшей старушонки. Родион, осмелев, ударил её топором вновь, а потом ещё, и ещё. … Но она даже не шевелилась от ударов, а лишь «заливалась тихим, неслышным смехом». В этом сне герой и старуха как бы обменялись ролями: она не умирала, а вот Раскольников «помертвел». Несмотря на совершенное убийство, старуха до сих пор жила в памяти героя и не давала забыть о себе ни на миг, что медленно, но верно убивало его. Но также важным элементом этого эпизода является смеющаяся толпа, которая оказала сильное психологическое воздействие на героя. Может показаться, что она подавила его мысли и стала выше него, но это опровергает композиция. Толпа спускается вниз с лестницы, а значит, Родион возвышается над этими людьми. Они даже не пытаются понять причину поведения героя, поэтому он опасается их бесцеремонного поверхностного осуждения.

Последний сон является Раскольникову на каторге, и его мы читаем в эпилоге. «Невиданная мировая язва» отнимала у людей сознание, нравственные ценности и любые понятия адекватного поведения. Но именно зараженные считали, что их поступки непоколебимы в истине. Проходит параллель с восприятием мира Раскольникова, которое со временем всё-таки рушится. Он начинает понимать, что избранные это не те, кто отстаивает «непоколебимость своих приговоров» и имеет право вершить судьбы окружающих, а умеющие совершать добрые поступки, перевоспитываться и дарить таких же светлых людей миру. Это помогает герою искоренить паразитов в своей душе и переродиться с новым сознанием. Именно этот сон становится итогом его мук. Но сон показывает, что таких, как Раскольников, ещё много на планете, но не каждый обретет шанс на воскрешение («Все и всё погибало», «Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе»).

Достоевский описывает сны персонажа, чтобы показать психическое состояние Раскольникова в разные моменты жизни. Благодаря им читатель проникает всё глубже и глубже в его душу. Можно сказать, что сны – отражение его внутреннего мира, или вторая жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.