«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр) - ЕГЭ обществознание
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр) (ЕГЭ обществознание)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Артур Шопергауэр утверждает, что нормы морали легко утверждать и требовать их исполнения, тогда как обосновать, почему существует та или иная норма и почему следует поступать предписанным образом, трудно. Автор высказывания поднимает проблему возникновения норм морали, ее существования в обществе как общепринятых императивов. Он считает, что мораль имеет исторический характер, передается из поколения в поколение, при этом причина ее существования может быть неясна, но общественные предписания требуют ее исполнения.

Мораль – это форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений по поводу поведения человека в обществе.

Моральная норма едина для общества, в отличие от ценности она имеет объективный характер. Поведение человека во многом зависит от моральных предписаний. Он ограничен и снаружи, и изнутри: при невыполнении моральных норм против него применяются социальные санкции, а совершить аморальный поступок ему мешает совесть, чувство ответственности. Однако общество принимает мораль как нечто естественное, не требующее объяснений. Это происходит потому, что моральная норма возникла давно, сформировалась в ходе развития общественных отношений и помогала людям организовать эффективное земледелие, производство и общественные отношения. Учитывая то, что нормы морали динамичны, они меняются очень медленно, а некоторые нормы стали неотделимы от социума и индивида.

Разновидностью нормы морали является табу. Оно было актуальным преимущественно в родоплеменных отношениях. Устанавливался жесткий запрет на кровосмешение, убийство внутри своего рода. В случае кровосмешения с большой вероятностью мог родиться нездоровый ребенок, и убийство внутри рода расстраивало ровный ход земледелия и жизни. Эти моральные нормы и теперь существуют почти во всех обществах планеты. Однако они превратились в категорические правила, несоблюдение которых считается аморальным. Их целесообразность не обсуждается и считается актом безнравственности усомниться в их правильности.

Другой пример взят из современной жизни. Волна обвинений в сексуальных домогательствах прокатилась по Европе и Америке. Обвинения в сторону деятелей кино и политики считаются аморальными, их повсеместно осуждают. Общепринято то, что человек сам волен распоряжаться своим телом, а домогательство – это акт против свободы человека. Утверждение, что актеры, режиссеры и политики не сделали ничего плохого, будут осуждаться, хотя, скорее всего, общество не сможет объяснить, почему эта норма существует. Не каждое оскорбление в сторону человека считается аморальным, однако тема изнасилования воспринимается как нечто, не достойное человека.

Таким образом, Шопенгауэр прав. Легко диктовать нормы морали, однако объяснить причину их существования не так просто, потому что они формировались на протяжении веков и были признаны урегулировать отношения, имевшие место далеко в истории. Однако мораль регулирует общественную жизнь и сейчас, упорядочивает ее, так как в ее основе всегда лежат гуманизм, человеколюбие.

Обновлено:
Опубликовал(а): Cold Tongue

  

.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение