Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема привязанности по тексту Ю. Яковлева «Я никогда не называл свою мать матерью, мамой…» (ЕГЭ по русскому)

Ни для кого не секрет, что у всякого человека есть круг людей, которых принято называть «близкими». Родители — прежде всего, мама — имеют в подобных иерархиях особый статус. Именно от них зависит твоя судьба, однако, увы, далеко не всем удаётся познать прелести семейного благополучия. Герою текста Ю. Яковлева в этом смысле повезло: в его жизни была «мамочка», отношения с которой всегда были тёплыми, дружескими. Проблема привязанности для человека всегда оставалась актуальной, и, конечно, в предложенном произведении автор предлагает разные точки зрения на эту составляющую наших отношений.

Герой, с одной стороны, живёт с мамой, что называется, «не разлей вода»: даже когда у него появились усы и бас, а обстоятельство заставили отправиться на фронт, он не перестал говорить «мамочка», плакать и переживать о ней.

Этот человек для персонажа Яковлева — олицетворение чего-то по-настоящему важного и приятного, и ведь недаром, уже будучи солдатом, он слышит мамин голос даже в грохоте орудий (предложения №32-33), зрит образ родного дома и своей матери (предложения №25-26). Тем не менее, невольно возникает нравственный конфликт: герой ценит не столько письма «мамочки», сколько психоэмоциональное воздействие, которое они оказывают на него в непростых жизненных ситуациях (предложения №23-24).

Если примеры-иллюстрации выше демонстрируют некую однобокую привязанность, то к концу текста авторская интенция меняется. Герой начинает осознавать, что на расстоянии ему не удаётся отвечать «мамочке» взаимностью: находясь в состоянии тотального потрясения, он не считывает подтексты писем с Родины. Под Новый год солдату приходит весточка, рассказывающая о том, как мама, несмотря на трудности, всё-таки соблюдает традиции, наряжает ёлку и ждёт заветного боя часов. Разумеется, герой поддаётся искушению и растворяется в придумываемой на ходу сказке, но внезапно иллюзия исчезает — «оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков». Персонаж осознаёт свою ошибку: вместо того, чтобы поддерживать «мамочку» такими же выдуманными рассказами, он думал лишь о собственном мироощущении, культивировал душевную боль как для себя, так и для страдающей матери.

Позиция рассказчика сюжетно мотивирована: в предложениях №59-62 ему приходится признать свою сердечную слепоту, подводя читателя к мысли о невозможности нетравматичной привязанности без проникновения в мысли и чувства собеседника. Я согласен с этим мнением, поскольку, действительно, если не воспитывать в себе чувство такта, любой контакт с окружающими может стать вредным. Возможно ли «дружить» и при этом не быть «рабом другого»? Вопрос довольно сложный, но важный. В литературе предпринято немало попыток исследовать феномен привязанности: например, в романе И. А. Гончарова «Обломов» вокруг этой проблемы строится любовная и дружеская линии отношений Ильи Ильича с Ольгой и Штольцем. Обломов одновременно и тяготит товарищей, и даёт им ответы на витающие в воздухе вопросы. Не найдя примирительной стратегии, Илья Ильич отдаляется от мира, углубляясь в собственный, внутренний. Такая же ситуация и у героя текста Яковлева, правда, с единственным отличием: он всецело зависим от этой привязанности, хотя вовремя узреть правду ему тоже не удаётся.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.