Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Антагонисты: Сатин и Лука по пьесе На дне (Горький Максим)

Подвал. Закопченный потолок с обвалившейся штукатуркой. По стенам — нары, «всё — некрашеное и грязное». В центре «пещеры» стоит стол и стулья, где сидят Квашня, Барон и Настя, остальные жильцы сидят по углам и занимаются каждый своим делом. Удручающая сцена. Именно такую картину рисует перед читателем Максим Горький в пьесе «На дне», суровую беспощадную о жизни социальных низов. В ней автор не только поднимает проблематику бедности и нищеты, но и рассуждает над философскими вопросами места человека в жизни, его желания стремиться к лучшему и следовать за правдой. В произведении Горький заставляет читателя вместе с ним подумать над вопросом: «Что лучше — истина или сострадание?».

Обитатели ночлежки это «бывшие» люди, все они принадлежали когда-то к разным социальным слоям, в прошлом некоторые из них даже были уважаемыми людьми.

Далеко не все они «дети дна», в основном каждый из них сам пришел к тому положению, в котором сейчас находится. Например, Актер в прошлом играл в театре, но сейчас его «мозг отравлен алкоголем», и он даже не вспомнит строчки любимого стихотворения. Герой сам опустил себя на дно социальной жизни. Одной из самых ярких личностей является телеграфист Сатин, в настоящем он пьяница и шулер. Однако, в отличие от остальных обитателей «пещеры», он образован, начитан и умен: «Я был образованным человеком». Именно он скажет знаменитую фразу «Существует только человек, всё остальное — дело его рук и мозга!». Он является приверженцем чистой правды, считает, что ложь унижает человека. По его мнению, пока человек работает, пока делает то, что считает нужным, пока он платит за всё сам, он свободен. Внутреннее богатство личности безгранично, целый мир находится в сердце каждого, как скажет Константин: «Все в человеке». Каждый сам в ответе за свои действия, каждый сам творец своего счастья, и потому только он сам может помочь себе выбраться со дна и «стать солнцем». Через Сатина Горький доносит до читателя главную мысль произведения: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга».

Антагонистом сатиновским убеждениям выступает Лука, странник, который так же неожиданно появляется, как и исчезает. Он сердечный и жалостливый человек, для него не сложно помочь добрым словом или поступком, например, подмести пол за другого, чтобы не устраивать споров. Он является лучиком света в темном царстве для многих героев пьесы. Он несет надежду каждому — утешает Анну, которая увядает от чахотки: «помрешь, и будет тебе спокойно». Рисует перед Актером картину бесплатной больницы с мраморными полами. Для него все равны, «все черненькие, все прыгают». Для странника правда не является главной добродетелью, наоборот, он проповедует сладкую ложь: «Не всегда правдой души вылечишь». Если никак действиями не можешь помочь человеку, или понимаешь, что нет выхода из конкретной ситуации, так лучше успокоить душу, зачаровать ее сказками о лучшей доле. При помощи Луки автор подводит читателя к вопросу, что же всё-таки лучше «истина или сострадание». В конце пьесы два мнения Сатина и Луки окажутся даже близкими по своей сути, ведь оба верили, что человек сам себе является правдой. Если ему легче будет жить с верой в светлое будущее, так пусть живет, ему «ложь нужна». Во что веришь, то и является истиной.

Казалось бы, все должно закончиться как нельзя лучше, ведь у каждого теперь есть вера в светлое будущее, у них есть цель, к которой теперь можно стремиться. Однако, для того, чтобы идти вперед нужно нечто большее, чем просто призрачные надежды. Человек должен действовать, должен поверить в себя и свои силы. Примером собственного бессилия становится Актер, который, осознав, что прекрасное далеко это плод его будущих трудов, вешается. Поэтому не всегда сладкая ложь помогает человеку пережить жизненные трудности. Как скажет Сатин, «ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека». Каждый хозяин собственной жизни, и он вправе выбирать, во что ему верить. Но в каждом должна быть тяга к свободе, ведь «человек — это великолепно! Это звучит гордо!».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.