Сочинение на тему Образ Лука и Сатин (по пьесе На дне : Горький А. М.)
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Образ Лука и Сатин по пьесе На дне (Горький А. М.)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

На первый взгляд, Лука и Сатин – противостоящие фигуры в пьесе Горького «На дне». Лука – сторонник «ложного гуманизма», так называемой, лжи ради спасения. Сатин проповедует «гуманизм истинный», оправдывает аморальность, презирает нравственные ценности и доводит до крайности понятие «свободный человек». Действительно, с этой точки зрения, убеждения Луки и Сатина – совершенно противоположные.

Лука всех жалеет, для каждого находит утешительное слово и дарит людям иллюзию светлого будущего, а Сатин равнодушен к людям, к чужому несчастью, он оправдывает форму жизни «на дне», признавая ее нормой существования и препятствуя попыткам ночлежников вырваться с этого «дна». Неслучайно, имя Сатин так созвучно слову Сатана.

Возможно, такая оценка персонажей в статье Долженкова грешит крайностью, но ее суть в целом понятна и соответствует действительности. В тексте пьесы встречается достаточно примеров, подтверждающих противоположность этих двух персонажей. Однако в споре о человеке Луку и Сатина скорее можно назвать союзниками, нежели оппонентами. Сатин высказывается о том, что человек – это высшее существо, достойное уважения, а не жалости. Но его слова относятся к некоему возвышенному идеалу, а Лука любит и ценит вполне конкретных людей. Он по-доброму жалеет их, но при этом считает, что человек должен себя уважать. В этом моменте призывы Луки и Сатина перекликаются.

Одной из первых эту взаимосвязь заметила Г. М. Ребель. Она писала о том, что монолог Сатина о Человеке, кажущийся противоречием всему, что проповедует Лука, в сущности, очень близок ему по своей идее. Сатин утверждал, что человека нужно уважать, и Лука внушал ночлежникам идею уважительного отношения к людям. Сатин отвергал унизительную жалость, но искреннее сочувствие старика Луки, он одобрял. Между тем, Лука верил в возможности человека и считал их безграничными. Человек, который, действительно, хочет чего-то добиться, обязательно найдет силы и возможность это сделать. Эту идею Лука проповедовал среди обитателей ночлежки, он внушал им веру в себя, и даже для безнадежно больной Анны, старик нашел утешительные слова о беззаботной жизни в раю.

Сатин сам признавался в том, что Лука подействовал на него так, как действует кислота на старую, ржавую монету, то есть помог очиститься. Такое воздействие, наверное, можно считать самым благотворным из всех возможных. Именно поэтому Сатин защищает Луку, когда все ополчились против старика и его ложных иллюзий. Нельзя назвать Луку шарлатаном, ведь он искренне стремился помочь обитателям ночлежки.

Таким образом, Сатин не выступал против поведения Луки, его протест, обличающий утешительную ложь, направлен совсем по другому адресу. Это социальный протест, отвергающий ложь, которая смертоносной паутиной опутывает все общество. Формула Сатина была и будет актуальной во все времена и при любой власти: ложь – это религия хозяев и рабов, а правда – единственный бог свободного человека. Эти слова звучат сейчас также современно, как и сто лет тому назад.

Обновлено:
Опубликовал(а): nadezhda84

  

Посмотрите другие материалы по пьесе На дне
.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение