Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Рецензия к повестям Грина (Грин А. С.)


И мир опять предстанет странным.

Закутанным в цветной туман...

А. БЛОК

Великие художественные открытия европейского и русского реализма приучили нас к восприятию его произведений и его способов изображения действительности как высшей ценности. Поэтому в XX веке, особенно во второй половине, все то, что выходит за пределы внешнего правдоподобия, что несет на себе печать фантастического, иногда кажется ложным, надуманным.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В этом видят влияние романтизма, а его эпоха давно минула. Одно время некоторым писателям и критикам казалось, что романтизм в искусстве XX века невозможен, и даже само слово «романтизм» считалось ругательным.

Именно то, что творчество А. Грина романтично, а сам он романтик, во многом и определило нелестные оценки даже лучших его созданий. Нужны были усилия А. Фадеева, М. Шагинян, В. Катаева, чтобы сломить упорную предвзятость односторонних и несправедливых оценок. Они сумели доказать и показать, что вся экзотика романтических героев с иностранными именами Грэй, Эсборн, Гелли и странными названиями городов — Лисе, Гель-Гью, Зурбаган имеет прямое отношение к человеческим делам, вполне реальным, к мыслям и чувствам людей, наших современников, вполне земным.

Дело еще заключается и в том, что романтизм в эпоху своего возникновения, в конце XVIII — начале XIX века, жадно устремился к исследованию личности, а волю, гений человека, интуицию, духовность стал противопоставлять плоской житейской прозе; идеал, мечту— пошлой действительности, торгашеству. Образ свободной личности, _ героика подвига, высокая мечта питали революционный романтизм Байрона и Гейне, Рылеева и Лермонтова. Дополним этот ряд именем А. Грина.

Александр Степанович Гриневский (Грин) родился в 1880 году в семье «вечного поселенца», конторщика пивоваренного завода в уездном городке Слободском Вятской губернии. Будущий писатель прошел в юности суровую школу испытаний и мытарств. Оставив в 16 лет семью, Саша Гриневский отправился в Одессу, с собой взял корзину для белья и... акварельные краски: он собирался рисовать «где-нибудь в Индии, на берегах Ганга...» За десять лет, отделяющих начало работы писателя от начала самостоятельной жизни, юноша перепробовал множество профессий: был матросом и грузчиком, землекопом и маляром, рыбаком и лесорубом, золотоискателем и писцом. Позже редкостный дар Грина преображать увиденное и пережитое в необычное, фантастическое, а обыкновенное в исключительное породил немало легенд о жизни и личности автора «Бегущей по волнам». Сам же он писал: «Сочинительство всегда было моей внешней профессией, а настоящей внутренней жизнью является мир постепенно раскрываемой тайны воображения».

Грина называли фантазером и мечтателем, фантастом и волшебником («волшебник из Гель-Гью»), не всегда в положительном смысле, но все ширился круг его почитателей, улавливающих не только непохожесть таланта писателя («лица необщее выраженье»), но и его внутреннюю устремленность. «Я пишу, —признавался Грин, —о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, о тайных путях души и смысле случая». Бури, корабли, приключения—атрибуты необычного, романтического; тайные пути души — главная суть и смысл всех размышлений

Начав с реалистических, даже бытовых рассказов, Грин очень скоро-отважился выйти за пределы бытовизма, и из-под его пера стали появляться вещи с остро закрученным сюжетом, основанным на исключительных ситуациях, и причудливым сочетанием красок. Валерий Брюсов воспринял рассказ «Трагедия плоскогорья Суан» как «вещь красивую, но слишком экзотическую». Дело же заключалось в том, что это было не расцвечивание и не украшательство, — это был уже стиль.

Грин так писал! И проявляется его стиль прежде всего в характерах. От них веет силой и внутренней сосредоточенностью. Неповторимость характера может проявляться у Грина и без обязательной для традиционно романтического стиля экзотики и расцветки. Капитан Дюк, старый морской волк, решивший спасать душу («Капитан Дюк»), тоскует по оставленному кораблю — по своей «хорошенькой «Марианне», которая, как живая, покачивалась перед ним, блестя новыми мачтами». Перед нами вполне реальный капитан, вполне реальны и обстоятельства его жизни в религиозной общине Голубых Братьев, тронувших доверчивую душу морского бродяги. И никого не смущает, что все это происходит совсем рядом с Зурбаганом и что все эти Бильдеры и Варнавы, с точки зрения традиционного реализма, необычны, а в чем-то даже нелепы. Не смущает же потому, что эта простая история о верности настоящему делу, а не ханжескому спасению души, описана с подлинным мастерством и психологической достоверностью.

Грин может заглядывать в такие потаенные уголки души, что не оставляет сомнений в его даре психолога. Сто верст по реке, пройденные героями одноименного рассказа, наполнены психологически сложней борьбой Нока и Гелли. Преступник, бежавший ИЗ тюрьмы, и трогательная в своей наивности и чистоте девушка. Их путь—это движение души от пустоты и зла к вере в человека, в любовь, от идеальных представлений о добре и зле — к конкретной, действенной доброте, милосердию, любви. Тщательная продуманность психологических мотивировок в этом внешне детективном рассказе значит куда больше, чем само сюжетное движение.

Произведения Грина обладают способностью будоражить воображение читателя, вовлекать его в активно* сопереживание чувствам героев, их поступкам. В его городах портах есть все, что есть в сотнях приморских городов, где «улиц не могло быть и прямом смысле слова уже потому, что город возник на обрывках скал и колмов, соединен ных лестницами, мостами и винтообразными узенькими тропиками Все это завалено сплошной густой тропической зеленью Таков Лисс, но в нем нетрудно узнать Севастополь, Одессу. В самом их облике есть тайна. Но самая главная тайна — в людях, населяющих эти города в том, что чувствуют они, что любят и ненавидят, к чему стремятся во что верят и на что надеются.

Каждый большой художник обладает своим, особенным свойством отражать реальный мир. Таков и Грин. Непередаваемый сплав точных предметных реалий и призрачной нереальности в неожиданном сочетании создавал иногда фантастическую, но всегда яркую запоминающуюся картину. Как заметил Паустовский, Грин умел с блистательной точностью создавать атмосферу несуществующих городов. Вот эта-то атмосфера и повышает напряженность всего сюжета, она как бы подчеркивает и выявляет главные черты героев, духовно-нравственный смысл происходящего. С годами писатель научился с помощью нескольких деталей достигать такой рельефности изображения, которая позволяла ему уже не прибегать к фантастическому сюжету. В «Зеленой лампе», например, сюжет прост, несколько деталей поддерживают движение событий, раскрывая сущность отношения человека к жизни. И в то же время изобразительная сила черно-белой графичности рисунка «Крысолова» впечатляет именно в единстве с таинственной фантастичностью сюжета. В этом рассказе создан зримо ощутимый образ вполне реального Петрограда первых послереволюционных лет.

Именно этот причудливый мир «нереальной реальности», населенный дерзкими мечтателями и бесстрашными борцами за победу светлого, духовного, и составляет суть открытой писателем земли — Гринландии. Фантастическое, исполненное непредсказуемого, испытание приключениями всегда притягательно для молодежи. Есть романтика питающаяся иллюзиями, прошедшего, утраченного, — и есть романтика веры в будущее, романтика мужества, верности, веры в человека, в его способность превращать мечты в реальность. Эта вера оплодотворяет творчество, потому что в ее основе лежат вполне реальные земные ценности: чистая преданная любовь, благородство и бескорыстие.

В «Словоохотливом домовом» рассказывается о счастливой жизни двух людей, «пары на редкость», и о внезапно вспыхнувшей любви Анни к капитану Ральфу, человеку с «бешеной и нежной душой». Вся прелесть, поэтическая тайна рассказа в том, что история, переданная домовым, забывшим исчезнуть при появлении человека, соткана из непонятных для него и разбираемых только человеком «знаков сердца». И все творчество А. Грина необходимо читать, разбирая «знаки сердца», постигая в необычном мире реальную цель самого писателя- «понять одну нехитрую истину Она в том. чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Бесполезно, к примеру, рассматривать «Алые паруса» с точки зрения буквального правдоподобия. В героях знаменитой феерии самое важное — видеть душу окружающего мира, способность мечтать и быть готовым сделать шаг навстречу мечте, «сверх общих явлений видеть отраженный смысл иного порядка», —как писал сам Грин Поэтому столь важен рассказ о Формировании характеров Грэя и Ассоль — его цель показать, как возникает в человеке стремление к высокому. Скупо повествуется о подробностях быта, зато гибкая и одновременно емкая выразительная фраза содержит в себе развернутые психологические характеристики, которые и становятся основой, на которой с безукоризненной внутренней логикой выстраивается вся дальнейшая история.

Художественный мир А. Грина в своей необычности не только причудливо волшебен, но он еще и многообразен. Согретый живым теплом человеческих чувств, чистых и благородных отношений любви, мир Грина — Гринландия — дарит юному читателю восхищение от соприкосновения с прекрасным, а читателя повзрослев подвигает к серьезным размышлениям о жизни. Не потому ли не иссякает интерес к его творчеству, к его личности — личности человека сложной и трудной судьбы, большого писательского и человеческого мужества

Кандидат филологических наук А. БУЛАНОВ



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id99




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 17:14:34
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение