Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Как соотносятся в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердие, всепрощение и справедливость? (Булгаков Михайл)


Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многоплановое произведение. В нем поднимаются проблемы противостояния добра и зла, трусости, внутренней свободы и несвободы человека, ответственности, взаимоотношения власти и личности, преступления и возмездия, греха и покаяния, любви, верности и предательства, истинного творчества и судьбы художника в государстве, — в общем, поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, так называемые «вечные вопросы».


Исключением не являются и проблемы милосердия, всепрощения и справедливости.

Справедливость в романе предстает в виде Воланда и его свиты. Воланд объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников, то есть выступает в романе как судья. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, отрицающему вечные истины и проповедующему безверие, которое означает, что все дозволено сильным мира сего, окружающему себя невежественными людьми, такими, как, например, Иван Бездомный или Рюхин, которыми легко управлять, была предоставлена возможность раскаяться, поверить в то, что Иисус существовал. Он ее не использовал и ушел в небытие, ибо «каждому воздастся по его вере». Воланд лишает жизни и барона Майгеля (шпиона и наушника), который входил в доверие к иностранцам и доносил на них, обрекая людей на долгие годы заключения, а может, и на смерть.

Воланд разоблачает каждого и каждому воздает по его заслугам.

Foxford

Никанор Иванович Босой берет взятки от жильцов, Варенуха постоянно лжет, Степа Лиходеев пьянствует и небрежно относится к своим служебным обязанностям, буфетчик Соков, продавая «осетрину второй свежести», нажил довольно большой капитал, но никому из них даже в голову не приходит мысль о покаянии. Наказанные Воландом, они меняются в лучшую сторону, но не раскаиваются в своих грехах.

Также Воланд восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сожженный роман («Рукописи не горят»), давая ему покой как награду за творчество. Для критика Латунского, травившего Мастера своими статьями, возмездием стал визит Маргариты в его квартиру. Она наносит ему удар, испортив имущество и нажитые материальные ценности.

С мотивом преступления и справедливого наказания связан мотив совести и ответственности за принятое решение. Понтий Пилат пошёл против себя, своей воли и совести. «Самый страшный порок», трусость, руководил им. Он услышал в речах подсудимого, Иешуа, то, что ему было близко по душе, но дал свершиться преступлению, затем мучился двенадцать тысяч лун, не зная покоя, осознавая непоправимость содеянного. Чувство вины, не дающее покоя ни днём, ни ночью, становится его наказанием, возмездием.

Примером всепрощения в романе М.А. Булгакова является Иешуа Га-Ноцри, не видящий в людях греха, считавших всех добрыми. «Злых людей на свете нет, — говорит Иешуа Пилату, — есть несчастливые». Иешуа прощает Понтия Пилата («...За него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать»). Мастер отпускает Пилата, объявляя его свободным: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя».

В образе Маргариты соотносятся чувство возмездия и милосердия. У Булгакова милосердие всегда выше возмездия, так как умение прощать, бескорыстное стремление помочь открывает истинные ценности. Решение Маргариты спасти Фриду от мучений, вечных душевных терзаний вызвано состраданием. Также Маргаритой руководит нежелание обмануть человека, которому подала надежду. В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания духовно очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощение. В самом деле, и Воланду присуще милосердие: после того, как Маргарита простила Фриду, он дал ей ещё один шанс исполнить ее любое желание.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является исторически и психологически достоверной книгой о своем времени и о людях, но одновременно — это роман, в котором изложено философское повествование, обращенное в будущее, книга на все времена, потому что в ней подняты вечные вопросы, волнующие человечество и по сей день.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:48:27
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение