Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Проблема памяти и совести в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» (Школьные сочинения)


Душевный мир и ценностные ориентиры неразрывно связаны с малой родиной. С детства она формирует у человека представления о добре и зле и вселяет необыкновенные жизненные силы для преодоления всех тягот. Малая родина была и у Валентина Распутина — сельское поселение Аталанка. Именно оно послужило прототипом острова в повести «Прощание с Матёрой». Во время бурного научного-технического прогресса у многих сел была такая же судьба, как у деревеньки с одноименным названием острова Матёра, которую были вынуждены затопить вследствие постройки Братской ГЭС. Память уходила под воду вместе с островом, изживалась в сердцах людей, отрывавшихся от своих корней.

Матёра повторила судьбу заброшенного на острове храма, символизировавшего разрушение многовековых устоев крестьянской жизни. Для деревни, просуществовавшей на острове триста лет и видавшей не одно поколение, настала последняя весна.

Была прислана санитарная бригада во главе с Воронцовым, которая должна была проводить зачистку местности. У старых жителей Матёры при виде антигуманных и жестоких методов болела душа, ведь они, как деревья, с корнями приросли к родной земле и не готовы были прощаться с нею. О какой духовности могла идти речь, когда на кладбище люди в защитных костюмах, как инопланетяне, «мёртвых грабили, кресты рубили, тумбочки пилили». Товарищ Жук не видел никакой ценности в могилах, он глумился над памятью умерших: “...на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди... туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты...”. Дарья же, одна из старожилов острова, утверждала, что об отношении людей к умершим предкам говорит и отношение к ним будущих поколений. Именно поэтому она так беспокоилась за могилки ближних и просила перевезти их на новое место. Её мучило чувство вины перед невозможностью что-либо поменять. “Вот они лежат здесь полной материнской ратью, молчат, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она... Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения?” — позор для матёрцев — не почитать память умерших предков, позор — отречься от неё. “А память, она всё-о помнит, всё держит, ни одной крупинки не оборонит. Опосле хошь кажин день на могилке цветочки сади, все одно колюча попрёт”, — повествовала совестливая и высоконравственная Дарья.

Жить по совести, чтобы потом вспоминали с гордостью, — вот, чему учила праведница, запомнившая наставление своего отца, молодое поколение. Но её внук Андрей, считающий, что человек — царь природы, был готов собственными руками затопить остров и навсегда стереть его с лица земли, с чем Дарья не могла смириться. Простоватый Петруха вовсе готов был сжечь “отцову-дедову избу”, дабы получить три тысячи наличными. Эгоизм, преследование личной материальной выгоды наполняли его черствую душу. Без зазрения совести он спалил дом, который причислили к памятникам народного зодчества, а вместе с ним похоронил и память о прошлом. Клавка Стригунова, всем сердцем ненавидящая Матёру, также бездушно обошлась со своей избой. Судьба каждого в этом селении была предопределена: “Отсюда и пойдет [огонь] дальше, ничем, никаким миром от него не спастись...”. Хозяин острова, таинственный зверек, видел дымы над материнскими лесами, дымы над кладбищем, но никакими силами он не мог остановить надвигающийся “конец света”, даже больше — он смирился с ним. Лишь вековой листвень продолжал упорно стоять даже после нескольких попыток санитарной бригады снести его. Могучими корнями он впился в землю и не собирался отдавать остров, как старики, на которых держался весь род Матёры. Его зеленая крона символизировала молодое племя, устремлявшееся в будущее, а ствол — родителей, которые даровали жизнь детям и служили им опорой. Без корневища и ствола нет дерева, как и без памяти о прошлом - будущего. Праведница Дарья светло почитала предков, чем не могла не вызывать уважения к себе: в конце повести она через силу убирала родительский дом, выбеливала стены печи, не прося ни у кого помощи. Вместе с еще несколькими старожилами старушка до последних минут не покидала остров, оставаясь преданной своей малой родине: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

Валентин Распутин утверждает, что память о прошлом всегда должна оставаться в сердцах. Уроки, вынесенные из жизни предыдущими поколениями, должны помогать молодым людям не оступиться и не совершить глобальную ошибку. Утрачивая связь с корнями, люди рушат будущее, что приводит к трагическим последствиям. Человек в попытках построить новое в оторванности от старого теряет свою душу, самого себя, становится душевно черствым и озлобленным на мир человеком.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение