—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕоиск по сайту

” нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ѕроблема фатализма по роману √ерой нашего времени (Ћермонтов ћ. ё.)


“ема фатализма занимает в романе Ђ√Ќ¬ї особое, значимое положение хот€ бы потому, что так названа цела€ глава Ч загадочна€, финальна€, решающа€ глава.

‘атализм Ч вера в предопределЄнность, убеждЄнность в неизбежности событий, которые уже заготовлены наперЄд, происход€т как должное, и их никому не под силу изменить. Ёто означает, что каждое совершЄнное действие уже заранее спланировано независимо от де€тел€. ќтсюда, очевидно возникаем множество вопросов, попытка ответить на которые была сделана ћ. ё. Ћермонтовым в упом€нутом выше романе.

—вободен ли человек в своих поступках? ћожет ли он сам вершить свою судьбу? »меет ли право измен€ть ход своей и чужой жизни?

ћожет показатьс€, что разговор об этом €влении Ћермонтов заводит лишь в последней главе, однако, если задуматьс€, всЄ произведение буквально пронизано идеей фатализма.

 ажетс€, что событи€ вроде встречи с Ѕэлой и еЄ смерти абсолютно случайны, но так ли это на самом деле?.. ¬озможно, это одна из основных идей романа, присутствующа€ в каждой части. ћы особенно выдел€ем Ђ‘аталистї по той причине, что именно в этой главе тема человеческой свободы и его судьбы выражена наиболее €рко.

»менно эти Ђслучайныеї событи€ на прот€жении всего романа формировали характер и внутренний мир ѕечорина, что, в принципе, уже подтверждает теорию фатализма Ч не произошло бы одно, другое, третье, главный герой ни за что не стал бы тем, кем он €вл€етс€ на конец повествовани€. Ёто ситуаци€ не конкретного персонажа, а самой сущности человека Ц характер, внутренний мир не может вз€тьс€ из пустоты, он возникает под вли€нием самых разных жизненных ситуаций. ¬ своЄм небезызвестном монологе ѕечорин говорит: Ђя был скромен - мен€ обвин€ли в лукавстве: € стал скрытен. я глубоко чувствовал добро и зло; никто мен€ не ласкал, все оскорбл€ли: € стал злопам€тен; € был угрюм, Ч другие дети веселы и болтливы; € чувствовал себ€ выше их, Ч мен€ ставили ниже. я сделалс€ завистлив. я был готов любить весь мир, Ч мен€ никто не пон€л: и € выучилс€ ненавидеть. ћо€ бесцветна€ молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, бо€сь насмешки, € хоронил в глубине сердца: они там и умерлиї. –азве могли выше упом€нутые черты вз€тьс€ из ниоткуда? Ќи в коем случае.  аждой из них определЄнно соответствует какое-либо событие, произошедшее в жизни главного геро€. —обытие не об€зательно великое, но значимое дл€ него самого, дл€ его души; такое событие, которое смогло затронуть душевные струны и нанести на них посмертный отпечаток.

¬ главе Ђ‘аталистї пр€мым текстом сказано о том, что ѕечорин думает о фатализме: Ђѕредлагаю пари!Е”тверждаю, что нет предопределени€ї. ¬ этом и заключалась суть спора ѕечорина с ¬уличем Ч есть ли предопределение или это лишь сказка? ¬улич Ч человек ¬остока, поэтому он твЄрдо верит в неподвластную человеку силу судьбы. ѕечорин же, как мы видим, €вл€етс€ сторонником практического мышлени€. ¬сЄ подверга€ сомнени€м, он не поверил и ¬уличу по причине недостатка нужных ему доказательств.

¬ыделим, возможно, три самые значимые фрагменты романа, подтверждающие существование предопределени€, судьбы и рока.

ќсечка ¬улича Ч очень напр€жЄнный, т€жЄлый момент, поэтому совсем не сложно придать ему должное значение. ќн не может пролететь мимо ушей или спр€татьс€ меж строк. ћожно ли назвать то, что пистолет оказалс€ не зар€жен, простой и примитивной удачей? Ёто отличный пример, таки подтверждающий существование высшей воли, определ€ющей назначение и судьбу человека.

¬тора€ ситуаци€, частично произошедша€ уже в момент свершени€ первой Ч обронЄнна€ ѕечориным рокова€ фраза: Ђ¬ы нынче умрЄте!ї. ќн прочитал Ђпечать смерти на бледном лице егої, Ђстранный отпечаток неизбежной судьбыї. Ёто не было вещим сном, не было продиктовано свыше, не €вл€лось игрой в угадайку или обронЄнной невзначай фразой Ч это было его чувство, его ощущение, которое никто не мог бы ему внушить. Ђѕредсказаниеї сбылось, подтвержда€ одновременно и материальность мысли, и актуальность фатализма.

—ледующий фрагмент напр€мую св€зан с предыдущим Ц ѕечорин во врем€ вытравливани€ из хаты пь€ного казака, убийцы ¬улича, решает испытать судьбу. ¬ведЄм минуту рассуждени€: на что полагалс€ ѕечорин, принима€ такое решение? ¬о что он уверовал? Ќа чьи плечи возложил решение о человеческой жизни? Ќа что, если не на волю судьбы, наде€лс€ он, дела€ этот ответственный шаг, который мог стоить ему жизни. ¬еро€тно, последний факт его мало заботит. ќн говорит: Ђ¬едь хуже смерти ничего не случитс€ Ц а смерти не минуешь!ї Ќесомненно, ѕечорин бесстрашен, решителен и смел. Ќо не противоречит ли он сам себе, за€вл€€, что предопределени€ нет, отдава€сь неизвестной воле?

—кажем пару слов о небольшом фрагменте, который чистейшим образом подтверждает все вышесказанное мысли и наблюдени€. ѕечорин рассказывает о произошедшем ћаксиму ћаксимычу, на что получает ответ: ЂЁто штука довольно мудрЄна€! ¬прочем, эти азиатские курки чаще осекаютс€, если дурно смазаны... „Єрт же его дЄрнул ночью с пь€ным разговаривать! ¬прочем, видно, уж так у него на роду было написаної. ƒвухсторонн€€ форма проблемы фатализма на лицо. — одной стороны, человеку не просто так даны мышление и разум, ответственность за поступки, а с другой Ч можно ли всЄ сбрасывать на слепую удачу или пустую случайность? Ќе сильно задумыва€сь, человек сам подтверждает, что есть в нашем мире что-то такое, что нам неподвластно. Ђ„Єрт побралї, Ђна роду написаної, Ђсудьба така€ї Ч подобное мы слышим чуть ли не каждый день, именно эти фразы могут подтвердить, что люди на подсознательном уровне чувствовали это вли€ние незримых сил на ход человеческой жизни.

ѕриблизимс€, наконец, к итогу. Ќесмотр€ на то, что €вление фатализма достаточно обосновано, всЄ же в головах многих, в том числе ѕечорина, остаЄтс€ что-то вольное и неподдающиес€ внешнему воздействию. ѕройд€ сложный путь, он так и не смог подтвердить или опровергнуть начертанную судьбу; и скорее не потому, что недостаточно глубоко осознал произошедшее или наоборот чересчур упр€м, а потому, что такого точного ответа просто не существует. Ёто значит, что, как и во многом, лучшей позицией в поставленном вопросе остаЄтс€ Ђзолота€ серединаї, которую легко описать русской пословицей: Ђна Ѕога надейс€, а сам не плошайї. „еловек не должен ни возомнить себ€ творцом судеб, ни поплыть покорно по течению. Ћермонтов в Ђ‘аталистеї своеобразно обосновал то, что человеку следует быть сильным, непокорным обсто€тельствам. ƒе€телен и смел, он не должен сидеть без дела в ожидании, пока всЄ необходимое произойдет с ним само. Ћермонтов призывал своих современников к действию во им€ утверждени€ свободы личности, к благоразумному жертвованию собой ради счасть€ других.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.

ѕолезный материал по теме

» это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














ШШШШШШШШ ШШШШШШШШШ
ШШШШШШШШ ШШШШШШШШШ
ШШШШШШШШ ШШШШШШШШШ
ШШШШШШШШ ШШШШШШШШШ

ШШШШШШШШ ШШШШШШШШШ
ШШШШШШШШ ШШШШШШШШШ
ШШШШШШШШ ШШШШШШШШШ