Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Характер Печорина по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Человеческая душа полна тайн и загадок. Душа редко когда стоит на месте, она жаждет для себя чувств и страстей, хотя знает, что все они израсходуют какую-то её часть и неизбежно приведут к боли: одни доставят её в тот момент, когда заполнят душу, и, вероятно, не раз ещё принесут страдания; другие оставят привкус сожаления и грусти в воспоминаниях, если не будут скоро стёрты чувствами куда более безжалостными. Эти изменения неизбежны на жизненном пути человека: пока он дышит, она жива, и, как любой организм, она не может сохранять равновесие. Поэтому у каждой души, как и у любого человека, есть своя неповторимая история.

Что мы узнаем о Печорине? Григорий Александрович ни в чём не может себя найти, он кидается от одного к другому, пытается выжать из своей души что-то такое, что способно затронуть её на долгие годы.

Печорин выкладывают всю свою душу, с головой окунается в новый наплыв переживаний, «бешено» глотает всё новые и новые ощущения. Но всякий раз всё начинается начала и подходит к одному и тому же неизбежному концу. « <…> Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…» — сказал о себе герой. Все попытки удовлетворить и накормить «ненасытное сердце» страстями и историями ни к чему не приводят: наступающая пустота только сильнее раздражает душу, которая остаётся незаполненной.

С его последней надеждой — путешествиями — произошло то же: они наскучили герою. В нём нет следов прежней живости, любопытства, жгучих страстей и желания найти себя, неутолимой жажды чего-то нового. Он уже полностью разочаровался в жизни, прошлое не колышет его душу, от будущего он ничего не ждёт, настоящее он проживает как бы лениво и нехотя, просто потому, что судьба не оставила ему выбора.

Во время встречи с Максимом Максимычем Печорин заботиться лишь о приличиях, о манерах и об одежде, подчёркивающих его статус. Он развязан, небрежен, медлителен, ему всё безразлично. Да, прошлое заставляет его улыбнуться. Григорий Александрович понимает, что переменился, но сожаление едва проскальзывает в его равнодушии: « <…> неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога...».

Прошлое главного героя помогает отыскать ключ к такой перемене. Мы наблюдаем, как, не желая никому зла, Печорин разрушил судьбы «честных контрабандистов», точно так же, как желая только счастья возлюбленной Бэле, невольно погубил её. Он действительно не хотел несчастья этих людей, не думал вмешиваться в их жизнь, лишь хотел проникнуть в их тайну. Но обыкновенный интерес молодого офицера сгубил всю компанию: слепой и старуха оказываются брошены, Янко с ундиной вынуждены искать новое место. И всему этому виной Григорий Александрович, его неаккуратность, недальновидность, чрезмерное любопытство. Но в нём просыпается лишь отголосок сожаления, который почти сразу же умолкает. Никакого сострадания в его мыслях не видно. Григорий Александрович без труда и даже с облегчением расстался с этим жутковатым воспоминанием, как только выехал из города. И подобный сюжет не раз повторяется в его жизни.

Герой вспоминает о своих отношениях с женщинами. Печорин писал, что ради них «всегда готов был жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию…». Он отмечал многие их неидеальные стороны, ведь Григорий Александрович хорошо изучил повадки и характеры окружающих. С годами Печорин смог даже вникнуть в законы «женской логики». Зная о «мелких слабостях» женщин, герой спокойно мог управлять ими, но это также не помешало сильнее полюбить их. Чувство любви пробуждается в груди Печорина при встрече с Верой, хотя сам герой не ожидал, что ещё может испытывать подобное: «сердце болезненно сжалось», будто «молодость <…> с своими благотворными бурями» хотела оставить «последний подарок» главному герою.

Печорин откровенно признавался себе в непомерной жажде власти, которую сложно не заметить в его поступках: «первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает». «Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив» — размышлял герой. Григорий Александрович часто и без зазрения совести кривит душой перед другими и необыкновенно честен перед собой. Он признаёт и непомерное себялюбие, и неукротимое желание повелевать другими без видимой на то причины, просто для того, чтобы насытить свою неколебимую раздутую гордость. Питаясь чувствами других, ощущая власть над окружающими, Печорин прежде всего наслаждается тем, что причиняет людям боль: «<…> первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого <…>».

Григорий Александрович представлял, что часть души уже мертва и отброшена от родного тела, другая же продолжила жить. «Холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой» — вот что осталось Печорину на память об этом нелёгком противостоянии, о «бесцветной молодости». Герой подчёркивает, как свет способен испортить любого человека, как ложная предвзятость порождает несуществующее. Ответом на страдание и отторжение не может быть ничего, кроме них самих, направленных обратно к обидчику. Мир не принёс Григорию Александровичу ничего, кроме страданий и боли, и офицер точно так же поступает со всеми, кто его окружает. Всё это он произносит в разговоре с Мери, и девушка невольно начинает жалеть брошенного всеми героя, который постоянно находится в состоянии борьбы с обществом и с самим собой.

Герой говорил о времени своей буйной молодости, когда он безотчётно и слепо поддавался любым чувствам, только чтобы утолить свою жажду. Упоминал он и том, как свет погубил в нём лучшие черты, превратив их в ужасное и дурное. Однако через некоторое время в другой дневниковой записи он считает себя виновным в пустой растрате душевных сил и чувств.

Герой никогда не перестаёт рассуждать о собственных поступках, идеях, мыслях. В начале жизненного пути Печорин любил мечтать, и те богатые образы, которые создавало его воображение, так сильно поражали его душу и были настолько правдоподобны, что он будто бы прожил не одну жизнь. На эти фантазии он истощил чувства, взволновал ими душу и потерял стойкую волю. Григорию Александровичу кажется, что он «вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и <…> [ему] стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге». Это в очередной раз подчёркивает глубину переживаний героя, его способность чувствовать.

Всё, к чему прикасается главный герой, будто становится осквернено той злобой, которой пропитано его сердце, его язвительно-подлое нутро готовит страдания каждому, кто окажется рядом. Те, кому довелось продолжительное время общаться с Печориным, меняются до неузнаваемости. Мечтательный Грушницкий приходит к полному презрению самого себя и под дулом пистолета говорит «Стреляйте!»; порядочная и спокойная Вера вынуждена подчиниться чувствам к возлюбленному, потерять свою репутацию и всю жизнь провести в мучениях; кокетливая милая княжна, удручённая болезнью, бледнеет и гаснет, и выходит из отношений с офицером с разбитым сердцем; в скептике Вернере просыпаются отторжение и явная неприязнь к втянувшего его в историю человека, от которого он не ожидал таких поступков. А что Печорин? В нём всё произошедшее не оставляет ничего. Всё, что с ним происходит, только медленно, по капле усиливает тоску от жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.