Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака? (ЕГЭ по литературе)

Борис Пастернак — выдающийся русский поэт, навсегда вошедший в мировую литературу. Тема поэта и поэзии находит в его лирике самое яркое отражение. Поэт ставит перед читателем вопросы — что такое поэзия? Где должно находится творчество? Кто такой поэт? Попробуем дать ответ, обратившись к стихотворениям поэта.

«Определение поэзии» отвечает на первый вопрос. Поэзия определяется многопланово — не только через высокие образы («слёзы вселенной»), но и через бытовые, простые («заглохший горох»). Это говорит нам о том, что поэзия всеобъемлюща и находит своё отражение в самых разных событиях («двух соловьёв поединок»), звуках («щёлканье сдавленных льдинок») и состояниях («ночь, леденящая лист»). Такая многоплановость подчёркивается анафорой в первой части стихотворения. Так же звучит мотив равнодушия Вселенной к мирским делам — «Ан вселенная — место глухое».

При этом поэзия и природа связаны неразрывно, поэт наблюдает за миром и старается «И звезду донести до садка/На трепещущих мокрых ладонях», иными словами — запечатлеть красоту.

Стихотворение «Нас мало. Нас, может быть, трое…» говорит о том, что творчество должно выходить за рамки реального мира и рутинной жизни, где разговоры об искусстве стоят рядом с разговорами о транспорте — «Советов, стихов и дискуссий/О транспорте и об искусстве». Парцелляция («Мы были людьми. Мы эпохи») подчёркивает холодность и стремительность этого «каравана», в котором застревают люди-творцы. Но лирический герой уже покинул эту суету, он со стороны смотрит на «вихрь вороний» и сожалеюще сообщает заблудшим товарищам: «вы поздно поймёте». Так мы видим, что истинное творчество находится как бы вне реального мира и только наблюдает за ним, не принимая участия.

Трагичность судьбы поэта находит раскрывается в стихотворении «Другу». Повторяется мотив отрешённости поэта от реального мира, он отличается от обычных людей — лирический герой называет себя «уродом», непохожим на других. Поэт обеспокоен мировой справедливостью и спрашивает себя – стоит ли «счастье сотен тысяч» «пустого счастья ста», иными словами, стоит ли несчастье ста человек счастья тысячи? Герой резко отвергает эту идею в последней строфе:

Напрасно в дни великого совета,

Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

Поэт должен служить писательскому закону, отказываясь от мнения большинства и злободневных тем и служить искусству. Потому его вакансия оставлена, а судьба трагична.

Таким образом, мы видим, как Пастернак утверждает три простых тезиса: поэзия заключается во всём мире, творчество должно лежать вне рутины, а поэт — особенная личность, обязанная служить искусству несмотря ни на что.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.