Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Истинные и мнимые ценности в изображении (Бунин И. А.)

Иван Алексеевич Бунин, русский писатель начала двадцатого века, в своем творчестве размышлял над проблемой истинных и мнимых ценностей, волновавшей человечество на протяжении многих веков. Писатель, несомненно, задумывался о смысле жизни, об общечеловеческих ценностях, о том, что делает человека действительно счастливым. По мнению автора, истинные ценности есть ценности вечные: доброта и человечность, красота, мудрость и истина, любовь к людям и природе. Бунин в своих произведениях описывает общество, современное ему, эпоху, в которой существует. Литератор с горечью наблюдает, как «непоколебимые», истинные ценности уступают ничтожным, ложным, сиюминутным.

Человечество так или иначе близится к ценностному кризису, который способен уничтожить цивилизацию в дальнейшем, но не в физическом плане, а в духовном, заставив людей забыть, в каких ценностях заключены простые истины жизни, что испокон века остается настоящим, неподдельным.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин открыто и жестко высмеивает мнимые ценности, демонстрируя читателю жизнь «поддельную», «искусственную», заключенную в условные рамки и подчиненную фальшивым принципам. За свою долгую жизнь главный герой рассказа так и не смог отличить действительно важное, истинное от кажущегося, формального, не обрел основы в жизни. В мире господина правят деньги, холодный расчет, прагматизм. Стоит заметить, что господин из Сан-Франциско не наделен даже именем. С одной стороны, Бунин обобщает образ героя, говоря о ценностном кризисе не одного человека, а цивилизации в целом; с другой – у героя нет личности, как нет имени: сердце господина пусто, в его мире нет места подлинным эмоциям. Таковы и многие другие пассажиры теплохода «Атлантида»: люди, чьи действия доведены до автоматизма, чей распорядок не меняется день ото дня: они словно машины, работающие по заданной схеме; танцующая пара актеров, демонстрирующая фальшивую любовь, наигранную страсть. Бунин с помощью образов, символики демонстрирует неотвратимость гибели царства похоти и лжи. Так, название парохода лишний раз напоминает читателю о безнадежности жизни, основой которой становятся мнимые ценности: жажда наживы, пошлые удовольствия, фальшивые идеалы.

Но есть в рассказе и герои, что противопоставляются господину, его семье, пассажирам «Атлантиды». Кармелла и Джузеппе, Луиджи и Лоренцо – у них уже есть имена - люди искренние, открытые. Им, не ослепленным богатством и комфортом, доступны истинные ценности: красота, любовь, человечность. Так, Кармелла и Джузеппе великолепно танцуют тарантеллу, а Луиджи хлестко передразнивает английскую речь господина из Сан-Франциско. Эти герои - воплощение идеала писателя: чистые, живые, настоящие.

Еще одним произведением Бунина, где раскрыта тема истинных и ложных ценностей, можно назвать рассказ «Антоновские яблоки». Воспоминания героя есть воплощение ценностей истинных: радость, беззаботность бытия, легкое, просторное небо, укатанные дороги и ясные дали. Здесь каждая мелочь наделена собственной поэзией и красотой, даже телеграфные столбы «как серебряные струны» и «на них сидят кобчики, – совсем черные значки на нотной бумаге». И, конечно, дорогое сердцу героя, самое важное для него воспоминание – запах антоновских яблок. Мир чувственный, осязаемый соткан из светлых воспоминаний, из прошлого, о котором герой вспоминает с радостью, нежностью и грустью. Но ложным ценностям совсем скоро сужено заменить ценности подлинные, вечные. Рушится «старая», «помещичья» Россия под натиском «новой жизни», жестокой реальности. Теперь природа лишена очарования, а земля становится предметом купли-продажи. Уходит в прошлое простая и беззаботная жизнь, наполненная «истинным», «настоящим», уступая место прагматизму и расчетливости. Читатель видит, как вместе с разрушением прежнего уклада жизни наступает и кризис ценностный. «Непоколебимые» истины сменяются ложью и притворством, доброту и человечность заменяют меркантильность и корысть, жажда наживы.

Таким образом, Иван Алексеевич Бунин побуждает читателя задуматься о ценностях фальшивых и подлинных, о смысле жизни и идеалах, о неумолимости быстротекущего времени. Сам же писатель видит смысл жизни не в корысти, жажде денег, наживе и физическом комфорте – ценностях мнимых, а в красоте природы, любви, житейской мудрости, доброте и человечности – ценностях истинных и вечных, которые делают человека счастливым и являются «движущей силой» человечества, тем, что не дает ему кануть в Лету.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.