Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Швабрина и его функции по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)

Швабрин — один из тех персонажей в «Капитанской дочке», которому в большинстве исследований уделяется намного меньше внимания, чем другим. Во многих работах по этой повести он только упоминается на фоне иных героев. В тех же случаях, когда этот персонаж все же вызывал интерес у исследователей, прежде всего они отмечали то, что его образ неотчетливо прорисован. О нем нередко говорят как о неудавшемся Пушкину персонаже. Так же нередко замечалась некоторая его условность и даже «мелодраматичность», как выразился В.

Г. Белинский, что часто трактовалось, как недостаток.

В одной из менее известных работ — работе Н. К. Гея — предпринимаются попытки объяснить выше указанные свойства образа персонажа. Если учесть то, что Швабрин более, чем кто-либо другой из персонажей, обусловлен Гриневским видением мира, т. е. читатель видит его исключительно с точки зрения главного героя, то логично предположить, что он будет обусловлен так же и современным ему миром литературы. Таким образом, с точки зрения Гринева, как рассказчика, Швабрин выполняет функцию литературного злодея, антипода-соперника.

О том, что образ этого персонажа выполняет функцию антитезы образу главного героя, говорилось уже неоднократно во многих исследованиях. В нем автор отражает черты полностью противоположные характеру Гринёва, тем самым показывая, что представители дворянской «золотой молодежи» екатерининского времени лишены совести, благородства и любви к родине. Опираясь на это противопоставление, Пушкин воплощает свою любимую теорию о том, что «коренное» дворянство, некогда выступившее против дворцовых переворотов и потому оттесненное от власти, тем не менее сохраняет в себе свои лучшие свойства.

Возвращаясь к выше сказанному, стоит ещё раз подчеркнуть, что Швабрин видится Гринёву в образе «готического злодея» — так его видит и читатель, т. к. смотрит на персонажей с точки зрения рассказчика. Причем это образ не какого-то конкретного существующего персонажа, а именно собирательный образ некоего злодея-антагониста, обязательный для «романов ужасов» того времени. То, что Пушкин был знаком с этим жанром, не подлежит сомнению — об этом можно смело судить по его библиотеке, в которой можно найти произведения А. Маккензи, М. Г. Льюиса и других. Возможно, что этот образ злодея появился в «Капитанской дочке» не напрямую, а через тексты-посредники, что, тем не менее, нисколько не уменьшает это типологическое сходство.

Таким образом, основной функцией Швабрина в повести, является, во-первых, выделение на его фоне положительных черт главного героя, таких, как совесть, патриотизм и благородство. Во-вторых, это осуществление противодействия стремлениям и действиям Гринёва т. е. прямая функция литературного злодея. Именно такая «традиционность» его образа позволила Пушкину обойтись почти исключить психологические мотивировки его действий, ведь такое поведение было характерно для данного типа персонажа. В противном случае, это выдвинуло бы Швабрина на первый план. И в то же время на этом фоне становятся более заметны отличия от нее этого персонажа и его художественное своеобразие.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.