Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Женские образы в романе «Война и мир» — 1 часть (Толстой Лев Н.)

«Война и мир» Льва Толстого — это роман-эпопея, где на первый план выдвинута судьба нации, народа. Однако «мысль народная», которой проникнуто произведение, не абстракция и не теоретическая концепция. Она не может быть осуществлена без проникновения писателя в психологию каждой отдельной личности, отдельного героя.

Женские образы в «Войне и мире» — не придаток к мужским. Они имеют самостоятельное значение, равноценное и многомерное, хотя и подчиненное общему художественному заданию.

Герои Л. Толстого, как правило, наследуют фамильные, семейные черты. Так, стиль жизни семьи Курагиных откровенно подчинен расчету, стремлению «не прогадать», не упустить «своего». Понятие «души» к её членам неприменимо.

И интересы отца — князя Василия Курагина, и его детей, особенно Анатолия и Элен, откровенно хищнические, их «натура» цинично оголена.

Про блистательную Элен не раз говорится в романе, что она «натурально» чувствует себя в роскошном наряде, хотя при этом кажется обнаженной. более того, Толстой настойчиво подчеркивает грубость её движений, так не вяжущуюся с прекрасным обликом.

Отношение Элен с Пьером, построенные на её ирге, лжи закончились так, как и должны были закончиться: жена добилась свободы и материальной обеспеченности, а Пьер, подавленный, нравственно разбитый, с трудом преодолел душевный кризис.

Внимательный к «мелочам», Толстой видит человека «насквозь». Его отношение к тому или иному персонажу легко угадывается. Если герой или героиня близки автору, то он показывает их в разнообразии ситуаций, воспроизводит их душевную жизнь в мельчайших изменениях, во взаимопереходах и взаимопереливах чувств и мыслей. Это и есть знаменитая толстовская «диалектика души». К отрицательным персонажам или героям, в чем-то несимпатичным писателю, она не применяется никогда.

Так, «белой вороной» в семье Ростовых предстает Вера, глухая к оттенкам и переливам чувств, походящая к людям с единственным критерием здравого смысла. Вера, в отличие, например от Наташи, всегда говорит правильные вещи.

В образе княжны Марьи существует резкий контраст между внешней некрасивостью и высокой духовностью. В какие-то особо важные и значимые для героини моменты духовная жизнь преображает её физически и делает её своеобразно привлекательной.

Княжна Марья возвышенно религиозна, что объясняется и особенностями её натуры, и той обстановкой, в которой она живет. Строгость отца, старого князя Болконского, не знает пределов и нередко переходит в деспотизм, от которого страдает нежная восприимчивая девушка. Она согласна даже на брак с человеком, которого даже никогда не видела – Анатолием Курагиным. Так хочется ей видеть рядом с собой мужа, переносящего её в «свой, совершенно другой, счастливый мир», своего ребёнка. «Но нет, это невозможно, я слишком дурна», — думает она, забыв о своих лучистых глазах, но ни на минуту не усомнившись в «достоинствах» претендента.

Весь ход мыслей героини, все её поведение начисто лишены эгоизма, она способна искренно радоваться чужому счастью. В своем поведении княжна Марья исходит из интересов других людей. Этот «другой» - будь то отец, брат Андрей или даже расчетливая мадемуазель Бурьен – является важным нравственным ориентиром для княжны, вне которого она не мыслит своего существования.

Особой прелестью в романе «Война и мир» отмечен образ «маленькой княгини». Лиза Болконская, конечно, не обладает нравственной стойкостью и силой воли, свойственной княжне Марье. Но она не претендует на столь высокое положение. Поэтому было бы непростительным упрощением смотреть на героиню глазами раздраженного князя Андрея. Женское очарование, жизнерадостность, бодрящая и свежая струя, исходящая из всей натуры Лизы Болконской, делают ее образ светлым и привлекательным.

Не вина, а беда этой женщины, что она попала в убийственную для нее атмосферу семьи Болконских. Страх сковывает ее желания и чувства, лишает ощущения свободы, без которой, подобно цветку, радующемуся солнцу, она гибнет. Страницы, на которых описана смерть «маленькой княгини», исполнены высокого трагического звучания.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.