Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Старое и новое, правда и кривда, отец и сын в комедии Аристофана «Облака» (Фильмы и сериалы)


Комедия Аристофана «Облака» (423 г.) посвящена вопросу воспитания и образования подрастающего поколения. Как раз в период с середины V до первой половины IV распространение получила софистика. Это философское направление, сторонники которого замещали верные, логические суждения ложными и необоснованными доказательствами. Софисты подменяли значение слов, путали понятия, специально допускали ошибки, чтобы доказать свою истину. В своем произведении древнегреческий комедиограф высмеивает это учение.

Главный герой комедии, обнищавший старик Стрепсиад, решает пойти в школу, поскольку хочет «обучиться красноречию» и отбиться от заимодавцев. Мудрецом этой школы является Сократ. Именно он становится собирательной карикатурой на софистическую науку.

Мыслитель, лёжа в гамаке, рассуждает о длине прыжка блохи, о комарином пении, о «судьбе светил», об облаках-богах, о тучах, о громе. В силу своего возраста, болтливости и неспособности запоминать информацию, Сократ отказывается учить Стрепсиада, но готов взять его сына, Фидиппида, из-за которого семья и оказалась в бедственном положении (он «конями бредит», а такое увлечение требует достаточно больших затрат).

В школе мыслителя персонаж по наставлению отца обучается «правдивой, честной речи и кривым словам, которыми одолевают правые». Перед Фидиппидом в агоне состязается правда («справедливая речь») и кривда («несправедливая речь»). Правда является сторонницей старого, дедовского воспитания, когда молодежь была физически крепкой и выносливой, не рассуждая, повиновалась старшим: «скромность царила», «плача и визга детей было в городе вовсе не слышно», дети старались «безрассудств избегать», «почтительным сыном родителю быть», «отцу никогда не перечить ни в чем». Новое софистическое воспитание, представителем которого выступает Кривда, учит только искусству логического доказательства, рассуждениям на философские темы, размышлениям о тайнах мироздания: «Где ж видано, чтоб кто-нибудь стал через скромность славен, силен, могуч?», «к чему приводит скромность и скольких радостей себя из-за нее лишишь ты: жаркого, мальчиков, сластей, игры в костяшки, женщин». По мнению Аристофана, новое образование объявлялось вредным, губящим тело и душу молодого человека, поскольку не закладывало основ для гражданских доблестей.

Овладев знаниями, Фидиппид сумел избавиться от заимодавцев, однако свои умения он направляет против отца. Во втором агоне между Стрепсиадом и его сыном завязывается спор, перерастающий в драку: Фидиппид заявляет, что он вправе бить и отца, и мать «Наук новейших мастерством как радостно заняться и научиться презирать закон, обычай старый».

В финале комедии Стрепсиад признаёт свою ошибку. Не нужно было идти учиться в эту школу, отправлять туда сына, «Богов прогнать, на Сократа менять». Он поджигает дом мыслителя, уничтожает новые губительные идеи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение