Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Отношение Вольтера к Эльдорадо в произведении «Кандин, или Оптимизм» (Литература XVII—XVIII веков)


В эпоху Просвещения преобладал оптимистический взгляд на историю и природу человека. Его постулаты были заложены мыслителями времен Ренессанса и обрели небывалую популярность в XVIII веке. Многие деятели Просвещения поддерживали мнение о том, что в человеческой сущности заложены прекрасные черты и качества, а страсти и пороки можно преодолеть. Вольтер и сам раньше придерживался оптимистических воззрений, но в романе «Кандид, или Оптимизм» показал, что подобный взгляд на мир несостоятелен.

Поводом для написания романа стало известие о Лиссабонском землетрясении 1755 года, когда менее, чем за 6 минут под развалинами погибли 90 тысяч человек. Это заставило Вольтера и других мыслителей Просвещения переосмыслить мнение о том, что «всё к лучшему» — в произведении «Кандид, или Оптимизм» главные герои попадают во всевозможные несчастья.

В какой бы части света не оказался Кандид, везде его встречают катастрофы или унижения, а люди оказываются низкими и подлыми. Только любовь к дочери барона, прекрасной Кунигунде заставляет героя терпеть выпавшие на его долю несчастья. Кандида хлещут розгами, он чуть не становится жертвой инквизиции и землетрясения, находит и снова теряет любимую Кунигунду. Направляясь от дикого племени орейлонов в неизвестность, Кандид и его слуга Какамбо доплывают до страны Эльдорадо.

В XVI-XVIII вв. европейские авантюристы пускались в экспедиции на поиски Эльдорадо — легендарной страны, где царит достаток и счастье. О ней упоминал еще Гарсиласо де ла Вега (1539-1616) в книге «История инков», которую использовал Вольтер в процессе работы над своим произведением.

Вольтер наделил вымышленное государство Эльдорадо всевозможными общественными идеалами. Им управляет просвещенный монарх, который с народного согласия принимает законы, а граждане благоразумно следуют им. Тирания противна их обычаям, поскольку каждый житель этой страны считает себя свободным и наделенным всеми благами для счастливой жизни. Нет нужды в том, чтобы грабить или убивать и, соответственно, в Эльдорадо не существует тюрем и судов. Зато государство содержит богато убранные гостиницы для приема иностранцев. Жители Эльдорадо очень теплы и приветливы со всеми, кто решил посетить их страну: даже король, встретив Кандида и Какамбо, целует их в обе щеки.

Вольтер изображает Эльдорадо сказочной, чересчур идеальной страной, чтобы создать контраст между ней и «обычными» государствами. На родине Кандида «болгары и авары режут всех подряд», а Эльдорадо не знает ни войн, ни бедствий. Большинство людей в мире живет в бедности, лишь малая часть владеет богатствами — в Эльдорадо богаты все: деревенский дом похож на европейский дворец, напитки подают в алмазных чашах, за них не требуют платы. Дети одеваются в парчу из золота и играют не с камнями и ветками, а с рубинами, изумрудами и самородками золота. Даже отношение к религии в Эльдорадо совсем иное: там нет монахов, которые «всех поучают, ссорятся друг с другом, управляют, строят козни и сжигают инакомыслящих», наоборот, каждый житель Эльдорадо считает себя священнослужителем. Наравне с королем они возносят хвалу Богу и благодарят его за все дары, что он ниспослал им.

«Я видел медведей на моей родине, — людей я встречал только в Эльдорадо»

Люди, живущие в Эльдорадо, чрезвычайно радушные и приветливые. Они чувствуют себя в безопасности за непреступными горами и не желают покидать родную страну. Опыт предков — инков-завоевателей, которые отправились в другие земли и были уничтожены — научил их беречь и любить свое отечество и культуру, не навязывая их другим народам. При этом, жители Эльдорадо всегда благосклонны к путешественникам и рады поделиться с ними своими богатствами: в дорогу Кандид и Какамбо получают многочисленные подарки, которые сделают их богатейшими людьми Европы и Америки.

Посещение Эльдорадо разделило жизнь Кандида на «до» и «после». Он уже не считал родной замок Тундер-тен-Тронк лучшим местом на земле. Если Кандид становился очевидцем несправедливости, ему на ум сразу приходила страна Эльдорадо, где такого бы не случилось.

«На земле нет ни чести, ни добродетели, разве что в Эльдорадо»

В этом, по мнению Вольтера, заключается польза путешествий. Странствующий человек знакомится с новыми порядками и обычаями другого государства и, вернувшись на родину, сравнивает их со знакомыми ему. Если эти порядки кажутся правильнее — человек обретает стимул изменить к лучшему собственную страну, город или хотя бы самого себя.

Путешествие в страну Эльдорадо обогатило Кандида, но не изменило его характер и привычки. Он промотал все дары, вывезенные из Эльдорадо, и стал еще более несчастным. У Кандида осталась только маленькая ферма, где он жил со своей женой Кунигундой, слугой Какамбо, учителем Панглосом, философом Мартеном и старухой. Каждый день они влачили жалкое существование, философствуя о бренности и тяготах жизни. Вероятно, если бы Кандид не посетил Эльдорадо, он бы меньше жаловался на собственную судьбу. Почему же главный герой решил отказаться от вечного счастья и уехать из Эльдорадо (несмотря на то, что его упрашивали остаться)? Только ли из-за любимой Кунигунды?

На этот вопрос Вольтер замечает, что люди слишком горды — они с большей радостью будут похваляться перед другими увиденным во время путешествий, чем останутся в идеальной стране Эльдорадо.

В заключение хотелось бы отметить, что глава об Эльдорадо была добавлена в роман не случайно. Это своеобразная отсылка к изменению взглядов Вольтера с оптимистических до более критических. Как и Вольтер, Кандид после жизни в Эльдорадо меняет свой взгляд на мир и окружающих его людей, которые теперь кажутся ему лживыми и несправедливыми. Кандид много времени тратит на обдумывание собственной жизни и все чаще приходит к выводу, что она совершенно жалкая и ничтожная. Мировоззрение Кандида меняется только после встречи с турком, который своим примером показывает, что свободная и счастливая жизнь возможна, а путь к ней пролегает через работу и «возделывание собственного сада» без лишних рассуждений и без оглядки на других.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение