Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Выделить доминанты стиля (Уроки по литературе)

Выделить доминанты стиля

М. Цветаева «В огромном городе моём – ночь».

в) в области композиции – простой и сложный типы. Обратим внимание на стилевые доминанты в области изображённого мира. Это сюжетность. Во многих её стихотворениях сюжетность определяется чётко. Там и здесь: лирическая героиня идёт по ночному городу. Она – в ином мире, но видит, что происходит в её городе.

Так можно определить доминанты слияния фантастики и жизнеподобия. В бессоннице героиня одна, а в городе одинока. Бессонница – мистика, состояние, в котором человек невидим.

Кроме того, можно увидеть и психологизм.

«Психея» М. Цветаевой бежит от сна, но в последней строфе просит: «Освободите от дневных уз,// Друзья, поймите, что я вам снюсь!»

Художественной деталью является деталь-символ: ночь. Ночь ассоциируется с тайной, которую не каждый может открыть. Ночь способна на это. Ночь – время для сна. Это период, это грань между прошлым и будущим, и настоящим. Здесь ночь – время познания себя, возможность прислушаться к себе.

Номинативность определяется тем, что слово «ночь» в одном четверостишии-

1) время суток;

2) имеет номинативно-одушевлённые значения: жена, дочь.

Перейдём к композиции, о которой уже заявили.

1 четверостишие – «Из дома сонного иду – прочь». Лирическая героиня начинает путь «прочь». Но это путь не из дома, а освобождение «от дневных уз».

2 и 3 четверостишия – это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов.

4 четверостишие – разрядка. М. Цветаева просит отпустить её и понять, что радость может подарить только свобода.

В области художественной речи – это монологизм.

Казалось бы, героиня единожды произносит фразу, обращённую к друзьям. Но её состояние заявлено через личное восприятие. Монологизм создаётся использованием тире. Цветаева, благодаря этому знаку, передаёт свои эмоции, переживания, то, что не может выразить словами.

Такие тире поэт ставит там, где ей нужна пауза или вздох. В стихотворении 15 тире!

Тире между каждым последним словом делает лирическое ударение именно на него.

Ярко выделяет и рифма:

1 строфа: ночь – прочь – дочь – ночь.

2 строфа: путь – чуть – дуть – в грудь.

3 строфа: свет – цвет – вслед – нет.

4 строфа: бус – вкус – уз – снюсь.

Благодаря рифме создаётся чёткий ритм, создаётся чувство лёгкости и свободы.

Анализируя состав лексики стихотворения, определяем первостепенность номинативности (31 существительное). Из 91 слова всего только 7 глаголов, это глаголы движения.

Местоимения, наречия, прилагательные, каждая часть речи на своём месте, определяет состояние лирической героини.

Эпитеты: «из дома сонного», «чёрный тополь», «золотых бус», «ночного листика», «дневных уз» - выражают эмоциональное, психологическое состояние героини.

Метафоры: «ветер метёт», «освободите от дневных уз» - создают художественный образ.

Ассонанс: [о] в 1 и 2 строфах – помогает увидеть широту.

Звуки: [и], [у], [а] – впечатлительность героини; [ы] – мрачность.

Аллитерация: [т] – создаёт холодность, отчуждённость; [н] нежность.

Действительно, доминанты стиля открывают тайну Цветаевой. В её стихах – часто исповедь. Эту исповедь надо открывать, восторгаясь энергией чувства лирической героини.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.