Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? По роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Роман Достоевского — несомненно, психологический. В центре, в ядре его психологизма оказывается решение нравственной задачи — подтверждение или опровержение теории, допускающей «кровь по совести», убийство человека ради блага других, ради их спасения, что и сокрыто в известном делении Раскольниковым всех людей планеты на «тварей дрожащих» или «право имеющих». И автор даёт Раскольникову возможность сделать «пробу», а затем и действительно проверить себя, убив старуху-процентщицу, тем самым избавив от тягот долгов много таких же бедных студентов, как он сам. Но почему, имея вполне, с точки зрения студента, обоснованную теорию, герой всё же задаётся вопросом: убил ли он «себя», свою душу, или же «старушонку», имея на то моральное право?

В самом начале романа Родион Раскольников представлен читателю как «загнанный в угол» герой: плохо одет, «задавлен бедностью»… однако это человек добрый по своей природе.

Это подтверждает и его сон о лошади, которую забивают пьяные мужики (а маленький Родион пытается её спасти, но не в состоянии этого сделать), и случай с пьяной девочкой, о судьбе которой он не мог не позаботиться, и его искренняя любовь к сестре, которой он не даёт выйти за недостойного, по его мнению, человека — Лужина. Таким образом, доброта его души раскрывается и в отношении близких его людей, и в отношении окружающего его мира. Виной сложившегося мироощущения становятся, конечно, обстоятельства, в которых находится герой, этот пьяный, грязный Петербург, эта беднота и безысходность. Действительно ли обстоятельства могут так повлиять на человека мыслящего?

Оказывается, что могут. На помощь в выборе пути выхода из этого порочного круга обстоятельств жизни и приходит теория, сотканная, так или иначе, из самого времени, города, рассказа Мармеладова, офицера в трактире, «выстраданная» им за время его размышлений. Он понимает, что его теория несовместима с добротой, и делает роковой в своей жизни выбор — необходимо добровольно переступить через себя, убив в себе дорого человека, доказать самому себе, что он «право имеющий» человек. Так в романе раскрывается конфликт доброты и гордыни, а поле битвы, как известно, это душа человека, здесь — Раскольникова.

Осознание самого преступления как чего-то преступного, приходит к нему уже после убийства. Переступить через себя он смог, но Наполеоном, в его понимании, не стал. После убийства мы видим его отрезанного от всех людей, потерянным. Причём самое страшное для него — быть потерянным среди подобных Наполеону «сильных» людей: Лужин, Свидригайлов… в своей попытки всё же добиться от себя той непоколебимости он примыкает к Соне, потому то видит в ней, юродивой, человека, тоже способного переступить. Все мысли, гнетущие главного героя, сводятся в его голове к пониманию того, что он совершил преступление, и не может считать себя «право имеющим» человеком. Убив старуху, он убил в себе человеческое начало, оставив от него только то дрожащее, что сам в себе ненавидит. Он убил себя и свою душу, и только сила сониной любви эту душу способна возродить. В тяжелейших условиях каторги после признания Раскольникова.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.