Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Распутин В. «Живи и помни» нравственный выбор человека (Школьные сочинения)

Андрей Гуськов стал дезертиром. В конце 1944 военного года он из госпиталя отправился не на фронт, как велел приказ, а рванулся в родную Атамановку. Воевал он с первых дней войны. «Успел побывать в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее». Считался надежным товарищем, его брали в разведку самые отчаянные ребята. Ценили Андрея за силушку. Деревенский парень, он действительно был силен. Но привыкнуть к войне не мог. Смотрел на других и удивлялся: в атаку ходят как на работу.

Зимой 43, когда наметился перелом в войне, очень захотелось уцелеть. Он примеривался к тому, чтобы его несильно ранило и можно было выгадать время. Но летом 1944 года его ранило сильно, поднимался тяжело в новосибирском госпитале. Но надеялся: «Всё. Отвоевался». Собирался, по крайней мере, в отпуск домой. Приказ — ехать на фронт — его огорошил. Возникла обида и злость. Очень хотелось домой. «Дышать нечем было», — потом он объяснит Настене. На войне человек не может распоряжаться собой. А он распорядился.

Война беспощадно высвечивает все черты характера человека. Был надлом в душе Андрея Гуськова. Ещё в день призыва в армию он испытал странное чувство — обиду. Обиду на войну, на деревню, на все и всех, что оставалось на месте. Со своими односельчанами держался особняком. Думы о себе, его малодушие и эгоизм толкнули его на дезертирство. Казалось, вот тут, рядом: побудет недолго и на фронт. Но до Иркутска пришлось ехать несколько суток. Назад уже не вернуться. Кажется, выбор случился сам по себе. Андрей потом и будет винить во всем судьбу.

Если хочешь жить — надо как-то устраиваться. Такой теперь девиз у Гуськова. Он месяц живет в Иркутске у немой Тани, ласковой и заботливой, которая кормит его. Мучительно размышляет над своим положением, даже возненавидел себя. Через месяц убежал домой. Прячется в тайге, живет как загнанный зверь, только по ночам добирается до бани, где и встречается со своей женой Настеной.

Настёна — сама доброта и милосердие. Она видит несчастного мужа, жалеет его, выполняет все его просьбы и требования: принесешь спички, соль, ружье. На вопрос Настены, а что скажу отцу, когда пропажа обнаружится, ответ суровый: «Что хошь говори». Настена ради мужа научилась врать, воровать. Она понимает, какой грех совершил муж, но отказаться от Андрея не может и делит с ним его беду.

Тайна отгораживает её от односельчан. Настена становится замкнутой, торопливой. Когда вернулся фронтовик Максим Вологжин, все радостно его встречают, хотя и слезы льют от своего горя. Все искренни и открыты, а Настене тяжело. Все её думы об Андрее. В пургу она бежит к нему сообщить о своей беременности. Тот рад своей радостью: род не заглохнет. Он не думает о Насте. Как ей-то быть?

Настена смиряется с судьбой, готовится испить горькую чашу до дна. Ребёнок — желанное счастье. Но как тяжело ей. Не за себя она боится, за Андрея. Даже вину на себя берет: «Плохо я тебя остерегала, значит». Считает, что судьба у них общая. Гуськов рядом с Настей мягчеет, понимает, что лучшей жены не сыскать. Он осознает, что Настена «дышать ему дает». Но выхода он не видит. Надеется, что ребенок спасёт: «Нет такой вины, чтоб она не покрылась нашим ребёнком». Но живет в нем злость на весь мир, на войну, долгожданная победа не приносит радости. Настёна думает по-другому: «Ребёнок родится на стыд. И не простит их никогда, проклянет их».

Изгнанная из дому свекровкой, Настя живет у подруги. Словно закоченела, оставшись одна на один со своим горем. Михалыч, отец Андрея, всё понимает, уговаривает Настёну открыть, где прячется сын. Его позиция однозначна: стервец! Настёна молчит. Когда узнает, что мужики собираются устроить облаву на дезертира, она плывет через Ангару предупредить мужа. Её замечают и бросаются за ней в погоню. Она, измученная своим положением, ждет конца, любого конца. И понимает, что конец один — смерть. И прыгает в Ангару. Бабы пожалели утопленницу: предали земле среди своих, помянули, поплакали. Жалко им было Настену.

Об Андрее Гуськове автор не говорит ни слова. Все итак понятно. Он враг для всего села. Сельчане не потерпят его существования рядом. Это народный приговор. Приговор людей, переживших войну, отдавших все для победы. Это народная мудрость: всегда помни о содеянном.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.