Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ образа Бэлы (Лермонтов М. Ю.)

Главным замыслом романа Лермонтов считал изображение сложного и противоречивого характера главного героя. Качества Григория Александровича проявляются при взаимодействии с другими людьми, при описании его мыслей и чувств, среди которых особое место занимает любовь. И первая привязанность Печорина, которую мы встречаем в произведении, обращена к Бэле.

Шестнадцатилетняя черкешенка отличается удивительной красотой, которая с первого взгляда пленяет русского офицера. Она умеет хорошо петь, танцевать, вышивать — именно этому учат девушек на Кавказе.

«Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу», — такое описание даёт ей Максим Максимыч.

Живость и глубина пронзительных глаз говорят о таких же качествах души девушки. Она способна на широкие чувства. Будто бы стараясь найти близкого для себя человека, Бэла пристально всматривается в душу каждого. Её глаза могут замечать то, что не поддаётся словам и что не всегда можно ощутить сердцем. В глубине их скрыты колыхания большой непознанной души. Конечно, нельзя говорить о том, что внутренний мир дикарки сложен и запутан, скорее, наоборот — отдавшись чувству любви, она не находит в нём места для чего-либо другого.

Бэла несколько раз сравнивается с горной серной. Действительно, пугливость, дикость и лёгкость этого животного так сходны с характером черкешенки. Бэла, как любая дочь горца, боязлива и стыдлива в соответствии со сложившимися обычаями и воспитаниями. Много лет она почти не выходит из дома, не видит ничего нового, но её душе хочется чего-то сильного и страстного, непохожего на то, что она видит изо дня в день. И вот она находит Печорина.

Впервые мы видим её на свадьбе своей старшей сестры, когда она делает комплимент Печорину. Русский офицер видится молодой черкешенке «тополем» в «саду», где ему никогда не цвести. Запретный плод сладок, и Бэлу влечёт тот загадочный ореол, который окружает непохожего на других человека.

Надо сказать, что поначалу и сам герой вспыхивает новым чувством при виде необыкновенной красоты южной девушки, которая тоже кажется ему необычной. Между ними проносится искра: в продолжение свадьбы они обмениваются взглядами. Григорий Александрович признаётся, что охладел к жизни, что ему всё наскучило, но Бэла поначалу пробудила его душу от сна и безразличия. Но душа эта неспособна так долго вынашивать изо дня в день одно и то же сильное чувство, и оно быстро слабеет.

Сначала Бэла, украденная собственным братом ради красивой и резвой лошади, держится отчуждённо и строго. «Первые дни она молча гордо отталкивала подарки» — в её поведении читается не только правильность, но и своенравность, гордость и непокорность взращённой в горах красавицы. Она чувствует обиду за то, что Печорин выкрал её. Вместе с тем Бэла тоскует по родному дому, по родным, грустит о своей печальной судьбе быть насильно увезённой из дома на всю оставшуюся жизнь: «все грустила, напевала свои песни вполголоса» так, что вызывала жалость добродушного Максима Максимыча.

Благопристойность Бэлы сломил новый порыв чувств – жалость к возлюбленному, страх за него, ощущение вины, нежелание потерять его — всё навалилось на неё сразу и так внезапно, что она не выдержала этого сложного наплыва. И, тем не менее, надо отдать должное её сильной, искренней, горячей любви. Сама Бэла «призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Не каждой девушке, особенно в горах, удаётся испытать такое сильное чувство и достичь такого безудержного и высшего во всех отношениях счастья, какое удалось ощутить Бэле в своей бедной судьбе.

Между тем, милая черкешенка невежественна, необразованна, как все девушки, воспитываемые в аулах. Когда Печорин в разговоре с Бэлой задал риторический вопрос, «она посмотрела ему пристально в лицо, как будто пораженная этой новой мыслию», хотя размышление это было достаточно просто и очевидно. Черкешенка не способна к глубоким рассуждениям, её мысли не хватает ловкости. Но этот недостаток вполне заменяет бездонное сердце с чистыми и наивными чувствами.

Душа дикарки проста, в ней не может уместиться много сложных переживаний. Новые привязанности заняли в ней всё место, вытеснив прежние: она не тоскует по дому, недолго печалится о смерти отца. Такие усложнённые чувства, как любовь к отчему дому, к малой родине, любовь к родителю не посещают её душу; она вспомнит о них только тогда, когда придёт пора умирать. Сейчас же в ней только всепоглощающая, беззаветная любовь к Печорину.

С особым трепетом Максим Максимыч описывает увядание бедной девушки, терзающейся переменами в поведении Григория Александровича. Она начинает думать, узнаёт о существовании других чувств; в какой-то момент она с дерзостью и гордостью, с той непокорностью и своенравием, какие проявляла в первые дни пребывания у Печорина, заявляет, что готова вовсе уйти от возлюбленного. А ведь сначала Бэла почти умоляет Григория Александровича: «Конечно, я твоя раба — ты можешь меня принудить.». Как ни странно, но, несмотря на воспитание, на мировоззрение горцев, почитающим женщину прекрасным и почти бесправным существом, которым должен распоряжаться мужчина, она обладает чувством собственного достоинства. В ней есть эта горячая страсть к сопротивлению, к борьбе с несправедливостью, которая едва заметна в её словах. «Ага! <…> и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!» — думает Максим Максимыч, глядя на сверкающие глаза Бэлы, разглядевшие под Казбичем лошадь отца.

Но появление Печорина делает черкешенку послушной и тихой. Он не услышал от неё ни одного упрёка, ни одного вопроса. Бэла боится потерять горячо любимого человека, который превратился в смысл её существования, и потому старается не показывать своей грусти.

Смерть бедняжки мучительна и внезапна, но с какой-то стороны она даже спасает Бэлу от более страшной гибели, которую принесло бы ей расставание с Григорием Александровичем. Чем заняты её мысли перед кончиной? Наконец-то в сердце дикарки просыпаются тоска по семье и родине, которые последнее время заменяла ей любовь к Печорину. Но и о ней не забывает Бэла: «говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку». Теперь она не сдерживает своих переживаний и мыслей, и впервые Григорий Александрович слышит от неё укор. В ней борются любовь к христианину, который с другой будёт воссоединён на небе, и верность своей вере, культуре, обычаям. И побеждает последнее. Так ли ослабела её любовь к Печорину или так ли сильны в горцах самобытность и преданность родным порядкам, уважение к старине, впитываемое с молоком матери? Во всяком случае, любовь к Печорину была самой яркой частью жизни Бэлы, она была для девушки самой жизнью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.