Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Темы и мотивы лирики Фета с цитатами из стихотворений (ЕГЭ по литературе)

Афанасий Афанасьевич Фет был поэтом и приверженцем «чистого искусства. Он считал, что поэзия должна изображать мир лишь в одном аспекте — мир как красота. Фет ограничил свою поэзию тремя основными темами: любовь, природа, искусство.

В его произведениях тема любви чаще всего связана с временами года, ещё теснее она связана с цветом, а сопровождается звуком. Например, стихотворение «Ещё майская ночь» (1857)

Ещё одной особенностью любовной лирики Фета является автобиографичность. Все мы знаем, что в его биографии был трагический случай. Мария Лазич — девушка, которой он посвящал большую часть своих стихов и даже сборник. Поэт не мог простить себе её смерти. Он обожествлял её образ, делал его недосягаемым и неприкосновенным:

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Через 7 лет после трагедии, А.

Фет женится на сестре своего друга Василия Боткина. Но в том же сборнике, посвященном Марии Лазич, поэт признается:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви,

Он не питает чувств любви к своей жене, но уважает её. Она была его другом.

Любовная лирика часто переплетается с пейзажной. В таком стихотворении, как «Шёпот, робкое дыханье» природа тесно связана с любовными переживаниями человека. Так сильнейшие чувства любви к женщине и природе сливаются воедино:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья…

Свет ночной, ночные тени...

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Символичен здесь и образ зари — это и наступление нового дня и зарождение нового чувства любви:

…И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

Фет не только мастер изображать слияние природы и любви воедино, но и улавливать переходное состояние:

Вздохи дня есть в дыханье ночном..

В его лирике природа динамична:

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река,

погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

В пейзажной лирике нередко можно уловить философские размышления. Например, в стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы». Поэт дает человеку наставление. Призывает учится мужеству у деревьев, которые со стойкостью выносят зимнюю стужу:

Учись у них — у дуба, у берёзы…

Они стоят, молчат; молчи и ты!..

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

И третья тема в лирике Фета — искусство. Поэт был настоящим жрецом «чистого искусства». Он считал, что истинная поэзия не имеет никакого отношения к действительности. Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую» стало творческим манифестом А. Фета. Здесь он говорит, чем должен владеть избранный певец и в чем «его и признак и венец!».

Мотивы лирики А. Фета.

В поэзии Фета различают пять основных мотива:

1. Мотив огня

Поэт очень любил огонь, в любом его проявлении. Поэтому мотив огня в поэзии Фета является главным мотивом и часто встречается в стихотворениях:

2. Мотив полёта

Этот мотив у Фета имеет разный смысл. Где-то полёт — это стремление к новой жизни, в другом же стихотворении этот мотив может обозначать возвращение, любовь или начало новой жизни:

И в воздухе за песней соловьиной

Разносится тревога и любовь.

3.Мотив двоемирия.

Этот мотив можно связать с личной трагедией самого поэта. Фет, потерявший печальным образом свою возлюбленную, до конца жизни помнил и любил её. При этом у него была жена. То есть у поэта была двойная жизнь: земная и та, можно сказать, загробная, небесная, где находилась его Мария. Такую жизнь он изобразил через природу в стихотворении «Заря прощается с землею»:

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, —

И землю чувствуют родную,

и В небо просятся оне.

4.Мотив гадания.

Этот мотив можно связать с мотивом огня. Ведь гадание непосредственно в лирике Фета происходит с помощью свечей:

5. Мотив луны и ночи.

Ночь в лирике Фета была образом времени и пространства. Он считал её своей подругой, доверял ей все свои тайны и страхи:

Чаще всего именно ночью у поэта происходило зарождение любви к женщине. Именно на фоне ночи можно было разглядеть это трепетное чувство. Только ночью можно понять истинность чувств человека:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Таким образом, в основе его поэзии лежит особая философия. Фет был мастером изображать природу и любовь воедино, отделять искусство от мирского, жить двойной жизнью, находить счастье в творчестве. Его поэзия богата мотивами и особенностями. Его стихи уникальны и неповторимы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.