Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




С. И. Ростоцкий «Доживём до понедельника» (Фильмы и сериалы)

Москва, шестидесятые годы прошлого века, школьная осенняя пора. На календаре четверг, впереди еще несколько учебных дней. «Доживем до понедельника» — таким заголовком встречает зрителей кинокартина Станислава Ростоцкого, снятая Киностудией имени М. Горького в 1968 году.

Фильм посвящен проблеме взаимоотношений учителя и учеников, через призму которой автор раскрывает внутренние качества действующих лиц. Режиссёр фильма не понаслышке знает о жизни учителя, ведь сам окончил Московский институт философии и литературы. Возможно, поэтому Станиславу Ростоцкому удалось так глубоко проникнуться в души педагогов и их воспитанников.

В центре внимания находится Илья Семёнович Мельников, учитель истории в старшей школе. Именно на этом персонаже автор кинокартины делает особый акцент: Илья Семёнович именно тот человек, ключевое лицо, вокруг которого и разворачиваются рассматриваемые события. Несмотря на солидный возраст, он холост и живёт с пожилой матерью. Ученики ценят его за умение грамотно преподнести школьный материал, Николай Борисович, директор школы, его однополчанин, — за педагогические и личностные качества. Однако что-то вынуждает главного героя, человека хладнокровного и сдержанного, сторониться школы, вынуждает выпрашивать отпуск. Что же тому причиной?

С одной стороны на преподавателя истории «давит» ревнивый взгляд завуча Светланы Михайловны. Она страдает от своей же сухости и строгости, от несложившейся личной жизни, и потому ревнует Мельникова и к ученикам, и к Наталье Сергеевне, которая ещё со школьных лет влюблена в Илью Семёновича. Но что же для участника войны любовь юной девушки? Эта любовь способна лишь развить в нем внутренний конфликт, обусловленный ощущением своих немолодых лет.

На вид учитель истории достаточно бесстрастный, на всё это лишь маска, которую Илье Семёновичу приходится надевать под волной давления ближайшего окружения. Лишь дома при своей матери историк запевает «Иволгу», которая отражает глубочайшие ноты его души — а она у него живая. Разве смог бы человек с каменным сердцем понять десятиклассника в его стихотворных словах: «Но недаром птица крепла! Дураки остались в дураках... Сломанная клетка — горстка пепла, а журавлик — снова в облаках!». Похоже, что только лишь дети, Илья Семёнович и Наталья Сергеевна смогли искренне ответить на поставленный строгим завучем такой непростой и сугубо личный вопрос: что такое счастье?

Достоинством фильма является то, как глубоко удалось проникнуть режиссеру в суть внутреннего и межличностного конфликтов. Каждый персонаж картины — особый человек, с собственной позицией и собственными предубеждениями. Цель автора была показать, как непросто, порой, разобраться в себе и в окружающих, как трудно найти выход из этого «лабиринта нравов».

Проблема учителей и учеников в фильме Станислава Ростоцкого раскрывается в ракурсе межличностных отношений, а также в ракурсе внутреннего мира человека. Поколение разные, а вечные вопросы непростого душевного устройства человека одни. Сколько лет лежит между учащимися и преподавателями... Но вопрос «Что такое счастье?» актуален для любого возраста. Жаль, что не каждый может на него ответить, но, пожалуй, каждый согласится со строчкой девятиклассника Гены Шестопала: "Счастье — это когда тебя понимают». «Доживем до понедельника» — основной тезис, являющийся названием этого психологического фильма, призывающий проявить терпение на пути к решению непростых моральных задач.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.