Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образы Печорина и Онегина (Сравнительный анализ)

Русская литература имеет огромную галерею «лишних людей» — людей, разочарованных в жизни, в обществе, в себе; людей талантливых и способных, но утерявших вдохновение и вкус окружающего их мира. У А. С. Грибоедова это остроумный, пылкий и воинствующий Чацкий, у А. С. Пушкина — меланхоличный и равнодушный к жизни Онегин, а у М. Ю. Лермонтова циничный, но также глубоко пораженный печалью Печорин. Последние два особенно характеризуют дух того времени, эпохи Николая Первого, когда, как кажется, будто бы целое поколение становится «лишним». И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов стремятся показать в своих романах молодых людей, чьи души слишком быстро стареют и увядают, не найдя смысла жизни, что и становится основной чертой поколения девятнадцатого века.

И Онегин, и Печорин, воспитанные дворянскими семьями и весьма хорошо образованные, рано пускаются в свет, сумасшедше наслаждаясь всеми его удовольствиями и радостями.

И обоим это быстро наскучивает. Их одиночество и отсутствие какого-то предназначения тяготят их души, они постоянно находятся в поиске своих роли и признания. С каждой главой своего произведения авторы заставляют своих героев претерпевать новые испытания, тем самым демонстрируя этапы их духовного развития.

Однако, несмотря на невероятную схожесть между персонажем М. Ю. Лермонтова Григорием Печориным и Пушкинским Евгением, я считаю, нельзя говорить о том, что первый как бы исходит от второго. Григорий и Евгений — по-своему индивидуальные личности. Во многих деталях прослеживается и их схожесть, и их различия, и если брать во внимание то, что схожесть скорее навеяна временем, можно проникнуться тем, что они в действительности совершенно разные.

Евгений Онегин более спокойный, он как бы «плывёт по течению», часто холоден и равнодушен из-за своего «острого ума». Тогда как Печорин весьма пылкий и очень внимателен к своим чувствам и, может, в силу его психологических способностей и к чувствам других. Некая драматичность характерна также больше для Печорина, чем для Онегина, но вместе с этим Евгений не так жесток, как Григорий. Если жестокость Онегина непреднамеренна и, можно сказать, случайная, то в жестокости Печорина виноват только он сам. Затворничество Евгения также противоположно Печорину: Григорий стремится «подчинять своей воле всё, что его окружает». И, хотя им обоим часто приходится надевать маску, скрывая свои истинные чувства, Григорий также более откровенен. К тому же, причины надевать эту самую маску у них тоже абсолютно разные: Евгений, скорее, хочет «сохранить лицо» в чьих-либо глазах, а Печорину это нужно для анализа человека перед ним и для обличения его пороков. Так, например, было в случае с дуэлью. Онегин не отказывается от неё, чтобы отстоять свою честь, тем самым впрочем-то отплачивая дань общественным предубеждениям. А Григорий, всё знающий про постыдный план Грушницкого, его самого делает своею жертвой.

Их главное сходство в трагичности судьбы, а главное отличие в том, что Пушкин всё-таки бросает Евгению некий спасательный круг, тогда как Лермонтов умертвляет Григория. Онегин меняется, он всё же познает истину и силу любви, пусть и поздно, но читателям можно надеяться на его благополучный конец. Печорин умирает в молодости, ничего так и не познав, скучающий, непонятый, отверженный, разрушив всё, к чему он хоть сколько-нибудь прикоснулся, несчастный и уставший жить. В конце концов, несмотря ни на что, я думаю, он заслужил найти своё дело, найти смысл в этом деле; заслужил того, чтобы его глаза смеялись, когда смеётся он.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.