Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Добра или зла желает Раскольникову Порфирий Петрович? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Взаимоотношения между Раскольниковым, совершившим убийство, и Порфирием Петровичем, следователем, пытающимся это убийство раскрыть, чрезвычайно напряженные. Самое интересное — не просто следить за поединком между ними с «детективной» точки зрения, а пытаться проникнуть в психологию героев.

Три встречи пройдут перед нашими глазами, и в каждой из них состояние Раскольникова будет меняться: от надежды к отчаянию и от отчаяния к надежде.

С юридической точки зрения результаты следствия плачевны: нет ни одной прямой улики, доказывающей виновность Раскольникова, и тем не менее следователь оказывается победителем: он с безукоризненной точностью восстанавливает картину преступления.

Дело не только в поразительной проницательности Порфирия Петровича, тайна его успеха — в поведении подследственного. Не только следователь провоцирует и подавливает Раскольникова, но и сам подозреваемый будто делает все возможное, чтобы быть раскрытым. Раскольников вольно и невольно выдает себя (обморок в участке, провоцирование Заметова, посещение места преступления, столкновение с толпой). Сам преступник жаждет встречи со следователем. Дело в том, что Раскольников не только упорно и умело сопротивляется, но и нетерпеливо жаждет выдать себя следствию. В борьбе со следствием он желает быть побежденным, но при том борется до конца. Почему же все происходит именно так?

Важнейшей идейно-психологической уликой против Раскольникова для него была его статья в «Периодической речи», напечатанная за два месяца до преступления и объясняющая многое в действиях Раскольникова. Она сводится к подразделению всех людей на два типа: обыкновенных, т. е. «материал, служащий для воспроизведения себе подобных», и необычных, «способных сказать в своей среде новое слово». А если исполнение идей последних (иногда спасительных, может быть, для всего человечества) потребует переступить через кровь, то можно и переступить, им дозволено. Идея не нова, она «носится в воздухе», да и Порфирий Петрович говорит: «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном не считает?» все основные положения теории, излагаемые Раскольниковым вовремя первой встречи, Порфирий Петрович намеренно применяет к жизни заурядной, обыденной, словно желая «снизить» идею, раздражить Раскольникова, заставить его проговориться. Впрочем, смутить его в первую встречу ему так и не удалось, но уже во время своей второй встречи в полицейском участке, куда Раскольников пришел к одиннадцати часам, как и было назначено, и принес заявление о вещах, бывших в закладе у старухи, Родион чувствовал себя будто в мышеловке, и только «счастливый» случай (фальшивое признание маляра Миколки) спас его.

Третья встреча — решающая: именно здесь Порфирий Петрович абсолютно спокойно, даже как-то обыденно обвиняет Раскольникова в убийстве и рассказывает, как он пришел к такому выводу. Он говорит с Раскольниковым с пониманием, даже с симпатией: «…Вы смелы, заносчивы, серьезны и… чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал. Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочёл как знакомую». Выходит, Порфирий Петрович уже думал обо всем этом. Сочувствуя Раскольникову, он предлагает ему явиться с повинной. «Ваше преступление вроде помрачения какого-то представится»; «Вам сбавка выйдет».

Из этой сцены можно сделать определенный вывод: Порфирий Петрович желает Раскольникову добра.

Во-первых, он понимает, сколь велики страдания Раскольникова, признание облегчит эти страдания, вновь соединит его с людьми, от которых тот себя отрезал (не случайно Соня говорит Раскольникову, чтобы он пошел каяться на Сенную, к людям). Вернуться к людям — значит, вернуться к жизни.

Во-вторых, Порфирий Петрович искренне стремится спасти Раскольникова от нравственной катастрофы. Ведь, преступив в себе человеческое, Раскольников «себя убил», как говорит он Соне.

В-третьих, покаяние — это первый шаг к возрождению (хотя покаяние будет только в эпилоге романа, после страшного бреда Раскольникова, в котором он увидит, как гибнет мир, в котором его теория воплотилась в практику). Но первый шаг к покаянию — это признание, и Раскольников делает его.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.