Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Проблема «положительно-прекрасного» человека в романе «Идиот» (Достоевский Ф. М.)


Однажды Достоевский увидел полотно немецкого художника "Мёртвый Христос", на котором был изображён Иисус после снятия с креста. На его теле видны следы мук, и кроме названия картины ничто не говорит о том, что это Бог, а не просто казнённый человек. Это полотно стало поводом размышлений Достоевского над тайной воплощения бога в человеке. Как совмещается в человеке начало божественное и человеческое? Этому Достоевский и посвящает роман "Идиот" 1868 г.

Зачади, которые поставил писатель перед собой: создать образ положительно прекрасного человека и посмотреть, что с ним произойдёт в человеческом обществе.

В черновиках романа Лев Николаевич Мышкин назван князем Христом.


Так Достоевский обозначил, что его главный герой насколько возможно схож с Христом, близок к Христу добротой, отсутствием эгоизма, кротостью.

Рано оставшись сиротой, князь заболел и был отправлен в швейцарскую клинику. Там он жил, мало общаясь с людьми. В 26 лет после долгого отсутствия, без средств к существованию, с маленьким узелком он приезжает в Петербург, "выходит в люди".

Князь оказывается в доме у своих дальних родственников: генерала Епанчина и его семьи; знакомится с тремя дочерьми генерала, в младшую из которых, Аглаю, тайно влюблен помощник генерала — Ганя Иволгин. Попадая в водоворот земных страстей, Мышкин узнает о предстоящей свадьбе Гани с известной петербургской красавицей Настасьей Филипповной Барашковой. Её ещё девочкой сделал своей любовницей богатый помещик Афанасий Тоцкий. Он хочет удачно жениться, а Настасью Филипповну выдать замуж, пообещав большие деньги в качестве приданого (75 тысяч).

На Настасью Филипповну положил глаз генерал Епанчин (покупает колье). В Настасью Филипповну влюблен и купец Рогожин, который получил после смерти отца огромное состояние. Князь Мышкин тоже поражен красотой Настасьи Филипповны и тем, как несправедлива ней судьба. На званом вечере у Настасьи Филипповны Рогожин бросает к её ногам огромную пачку денег. Потрясённый Мышкин объявляет ей, что она ни перед кем ни в чем не виновата и предлагает ей руку и сердце. ("Я давеча Ваш портрет увидал, и точно я знакомое лицо увидал, мне тотчас показалось, что вы как будто уже звали меня").

Настасья Филипповна, считая себя грешной, не решается загубить столь чистое существо, как Мышкин. Она бросает в камин пачку денег, привезенных Рогожиным, и предлагает Гане вытащить эту пачку, для которого главное — деньги. Мышкин осознаёт, что с Рогожиным Настасья никогда не будет счастлива, поэтому отправляется за ними, но понимает, что не любит, а жалеет Н. Ф., а Н. Ф. не может отказаться от искреннего Мышкина, поэтому уходит от Рогожина, но возвращается. Постепенно вокруг князя собирается много разных людей (Ипполит, Келлер, Лебедев) и каждый идёт к князю с просьбой, заботой, обращается за помощью. Мышкин стремится помочь им всем, но каждый думает, что Бог послал князя в советчики именно ему. Конечно, князь может жалеть всех, но нужно, чтобы и его кто-то любил и жалел так же бескорыстно и глубоко, но Аглая не может ему простить заботу о Н. Ф., Рогожин ревнует его к Н. Ф., Епанчин относится к князю с подозрением, Иволгин сомневается в Мышкине.

Финальные страницы романа приводят к неутешительным выводам: положительно прекрасный человек не сумел никого спасти, даже самого себя, потому что спасти может только Бог, а человек, взявший на себя такую задачу, потерпит крах, у него силы человека, а не Бога. Фактически, князь действительно сделал немного, но у каждого, кто с ним соприкоснулся, остался светлый след в душе, память о том, что человек может быть бескорыстно отдающим себя и, может быть, кто-то из его петербургского окружения сохранит в себе князя Мышкина, может быть, это будет Коля Иволгин, больше всех любивший князя. Достоевский верил, что люди могут быть прекрасны и счастливы не только в иной загробной жизни, но и "не потеряв способности жить на земле". Если люди поймут и увидят, как они прекрасны, наступит золотой век, но писатель понимает, что в одночасье это произойти не может. Необходима огромная духовная работа, глубокая вера, вера в Бога, вера в божеское в человеке.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 07:28:29
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение