Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Прогрессивное уплотнение обществ» ведёт к переходу от одного типа солидарности к другому («О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм) Часть 1 (ЕГЭ обществознание)


Французского социолога Эмиля Дюркгейма всегда интересовал вопрос: почему, каким образом и что заставляет людей объединяться в общество? Именно этот вопрос он поднимает в своей работе «О разделении общественного труда». До этого ответ на этот вопрос давали Фридрих Энгельс и Карл Макс в своей работе «Немецкая идеология» и «Манифест коммунистической партии» и отдельно Маркс в своей работе «Капитал». Позже этот вопрос затрагивает в своих работах П. Сорокин. В отличие от Маркса, у которого переход от одной формации к другой происходит посредством классовой борьбы, Дюркгейм вводит новое понятие - уплотнение обществ.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В результате, одним из важнейших в этой работе понятий становиться солидарность. Именно она, по мнению социолога, стала основным фактором в объединении людей. Как он сам указывает: «Прогрессивное уплотнение обществ ведет к переходу от одного типа солидарности к другому». Это интересная и уникальная теория, в которой нам предстоит разобраться.

Для того чтобы понять идею Дюркгейма, в первую очередь разберемся с понятием социальной солидарности. Социальная солидарность по Дюркгейму - механизмы общественной жизни, которые обеспечивают сплоченность и целостность человеческого общества. Он определяет её как высшую универсальную моральную ценность, так как она признается всем обществом. Солидарность нельзя наблюдать или измерить. Несмотря на то, что Дюркгейм – позитивист, этим утверждением он критикует позитивизм, так как он не может объяснить «сцепления» общества. В его работе солидарность является продуктом общественного разделения труда. Разделение труда порождает взаимозависимость людей друг от друга, а также понимание, что они часть одной системы.

Дюркгейм различает два вида социальной солидарности: механическую и органическую. Согласно его теории, механическая солидарность перерастает в органическую, что является показателем эволюционного подхода развития общества. Механическая солидарность - общество, основанное на идентичности индивидов, входящих в него. Все люди в нем подобно шестеренкам в механизме - одинаковы и взаимозаменяемы. Для общества с такой солидарностью характерны минимальное разделение труда, коллективный разум, жесткий контроль, порождающий репрессивное право, низкая плотность общества. Это характерно для первобытного и традиционного общества.

Примером механической солидарности может служить родовая община. Люди в ней вынуждены были работать коллективно, но никакой специализации не было, только разделение труда на мужской и женский. Индивидуальностью личности не обладали, все необходимые умения передавали по наследству, нарушения каких-либо «табу» каралось обществом. Существовал сильный коллективный разум, который не давал личностям индивидуализироваться и задавал определенные шаблоны мышления и поведения.

Таким образом, архаические общества подтверждают теорию о механической солидарности. Она полностью соответствует характеристике однообразия, взаимозаменяемости, отсутствием сплоченности, но при этом наличия коллективного разума.

Вторым видом социальной солидарности является органическая. Она характеризуется глубоким разделением труда, наличием рационального коллективного разума, возрастанием индивидуализма, увеличением плотности общества. Как орган имеет свою функцию, так и человек должен специализироваться на чем-то, а общество - организм, в котором каждый орган очень важен. Такая солидарность характерна для постиндустриального общества. Личность в таком обществе ценится больше всего и каждый вносит свой вклад в его развитие, выполняя определенные функции. Это является подтверждением того, что Дюркгейм относил себя к функционалистам. Разделение функций связано с понятием разделения труда, что увеличивается в обществе с органической солидарностью, а это в свою очередь связано с возрастанием роли знаний в жизни человека. Их стало настолько много, что один человек не в силах охватить даже одну науку и специализируется на ее отраслях.

Примером органической солидарности является современное постиндустриальное общество. В частности рассмотрим развитие биологии и медицины. Изначально биология рассматривалась как общая наука о природе, но со временем она делилась на все более мелкие разделы. Изначально произошло разделение на ботанику, зоологию, физиологию и анатомию, потом появились разделы антропологии цитологии, микологии, антропологии, потом микробиологии, генетики и множество других разделов, число которых постоянно увеличилось. Это позволило не только ученым максимально рационализировать свое время на глубокое изучение определенного раздела, но и способствовало развитию медицины. Благодаря этому разделению функций существуют такие врачи как кардиологи, офтальмолог, ортопед, стоматолог, и другие врачи с более узкими специальностями. Это способствовало увеличению лет жизни людей, минимализации периоду выздоровления, а также устранению болезни на ранних этапах.

Таким образом, функциональный подход и разделение имеет большие преимущества, как для отдельного человека, так и общества в целом. Это помогает за минимальное время получить максимум пользы. Такой принцип заложен в главный вопрос экономики, который заключается в том, как при ограниченности ресурсах удовлетворить потребности населения. В данном случае ограниченным ресурсом выступает время, а потребности населения или максимальная прибыль –благополучие общества и его индивидов. Так что разделение труда является не только ключевым понятие в социологии Дюркгейма, но и важнейшим в сфере экономики.

Несмотря на то, что разделение труда имеет множество преимуществ, существуют его противники. Теорией противоположной Дюркгейму является теория Маркса и Энгельса о разделении труда. В своих работах они связывают разделение труда с развитием формаций общества и переходом от одной к другой. Они указывают на то, что различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем развитием частной собственности, а следовательно связаны с развитием социального неравенства. Продуктом неравенства является разделение общества на классы, что подтверждает классовую теорию Маркса. Только две формации не имеют классов –первобытная и коммунистическая, поэтому единственный способ преодолеть классы современному обществу – коммунизм. В таком обществе не будет деления на классы, так как не будет разделения труда, все будет направлено на всестороннее развитие личности.

Для доказательства теории можно взять переход от одной формации к другой. Например, в рабовладельческой формации класс эксплуататоров - рабовладельцы, эксплуатируемый – рабы. Когда во многих странах отменили рабовладельчество, сформировался феодализм, где крестьяне подчиняются феодалу. Особенно сильно это заметно в период крепостного права в Российской Империи. Снова в таком обществе различием являются наличие земли, которое порождалась разделением труда, так как «феод» - это участок земли, даваемый за военную службу. Когда феодальный строй сменяется капитализмом, общество снова делится на два класса, на тех, кто работает умственно, решая вопросы производства – буржуазию, и тех, кто работает руками – пролетариат. Снова определяющим фактором является разделение труда.

С точки зрения Маркса нельзя назвать общество развитым и рациональным, если права большинства людей ущемляются. И это не подлежит сомнению, но в данном случае, предлагаемая им концепция коммунизма, никогда не сможет осуществиться, а значит разделение на классы неизбежно.

Несмотря на то, что Дюркгейм и Маркс являются антагонистами, Дюркгейм не исключает отрицательных последствий разделения труда. Он выделял «нормальные» и «ненормальные» последствия разделения труда. К «ненормальным» он относит социальное неравенство, анархию производства, возрастание конкуренции, аномию. А к нормальным - неравенство людей, основанное на способностях и профессионализме людей. Конкуренция в таком случае помогает человеку найти свое индивидуальное место в обществе и выполнять свою индивидуальную функцию.

Например, к негативным последствия разделения труда, таким как аномия, может приводить слишком высокая конкуренция на рынке труда. Люди, из-за постоянного роста населения не могут найти неповторимого применения своим способностям, и вынуждены идти уже по проложенному пути, где встречают таких же, как они. Данная конкуренция приводит к разделению общества, так как не могут люди в таком случае быть равны. Люди, из-за низких шансов занять достойное место, могут идти не только на нарушение моральных норм, но и правовых, что и является возникновением в обществе аномии.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71414




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:12:22
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение