Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Массовое производство и массовое потребление предъявляют свои права на каждого человека, на личность в целом. Люди осознают себя в приобретённых ими товарах...» Маркузе (часть 2) (ЕГЭ обществознание)


(Продолжение)

Нужно отметить, что во всех трех вышеописанных работах существуют некоторые схожие черты современного мира: культ власти и повиновения, вождизм, враждебность к любой группе, наущающей порядок, некритичность, шаблонность мышления. Все эти черты присущи тоталитаризму.

Эрих Фромм считал, что главной причиной тоталитаризма становится боязнь ответственности за свои поступки. Свобода в первую очередь предполагает наличие ответственности и самостоятельности. Поэтому человек «бежит» от свободы.

Свои рассуждения на эту тему Фромм приводит в своей книге «Бегство от свободы» 1941 года.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Всю жизнь человек пытается отойти от первобытного общества, развивая науку, «расколдовывая» мир вокруг себя. Таким образом, сначала идет обособление человека от природы, а потом, с возрастанием индивидуализма - и от всего общества. Ощущение свободы очень быстро сменяется чувством одиночества, что становится невыносимым бременем для человека. В попытке уйти от этого одиночества, он «бежит» от свободы. Фромм выделяет 3 возможных способа бегства: авторитаризм, разрушение и конформизм.

Этот процесс можно проследить на историческом развитии общества. Изначально человек зависит от природы, когда он начинает понимать принципы её устройства, он начинает влиять на неё. Подчиняя себе все больше природу, человек развивает общество, в котором он живет. Наука, которую развивает общества, становится определяющей в развитии личности. Из-за обилия новых знаний каждый индивид развивается непохоже на остальных. Индивиду становится все труднее вести себя в обществе, потому что не многие могут его понять, нужно тратить много сил на свое развитие, брать на себя ответственность. Это порождает чувство одиночество, поэтому индивид больше не стремится развиваться, а стремится быть таким как все. В современном обществе, люди, чтобы не чувствовать себя одинокими, постоянно сидят в социальных сетях, создавая себе иллюзию общения и занятости.

Таким образом, самая большая проблема человека, приводящая сначала к массе, а потом к тоталитаризму – боязнь ответственности и чувство одиночества. Даже современное общество, где царит демократия, по сути своей является тоталитарным, так как люди зависят от вещей и интернета.

Франкфуртская школа, получается, критикует не только массовое общество, так как масса является порождением других факторов. Франкфуртская школа образовалась в обществе модерна, которому характерны такие черты как разделение труда, рыночная экономика, рационализация, индивидуализация, стратификация, секуляризация, урбанизация. Все это должно вести к дальнейшему развитию общества, но современная рациональность порождает иррациональность, индивидуализация – коллективизм и массу, а секуляризация – новое заколдовывание мира.

Постмодернизм отличается лишь возрастающим уровнем развития технологий, ориентация на сферу услуг и возрастающей ролью глобализации.

Например, производство товаров сейчас сосредоточено в основном в Китае и в других индустриальных странах. Такие страны как Япония, США, Канада, встает на этот путь и Россия специализируются больше на сфере услуг, на которой они могут заработать больше, чем на производстве. Так как товары по всему миру производятся почти в одном и том же месте, формируется мировая зависимость от этих вещей. То есть коллективный разум охватывает всю планету. Трудно найти человека, незнающего Iphone, Nike или Adidas, все люди становятся заложниками товаров и брендов. А статус в обществе стал определяться не образованием и моральными качествами человека, а способностью купить себе как можно больше брендовых вещей.

Таким образом, обществу модерна и постмодерна больше всего подходит фраза Герберта Маркузе. Именно в этих обществах возникает те проблемы, которые он вложил в эти высказывания.

Но все вышеописанные теории не соответствуют теории Дюркгейма о возрастании органической солидарности в обществе. По мнению Дюркгейма, общество от механической солидарности, для которой характерно первобытное понимание мира, коллективный разум, одномерность, со временем приходит к органической солидарности. Органическую солидарность он характеризует возрастанием в обществе индивидуализма, который рационализирует все процессы в обществе. Коллективный разум в таком обществе существует, но он направлен на сплочение моральных качеств индивидов, принятие совместных решений, то есть демократии.

Примером для данной теории может являться переход от традиционного общества к индустриальному, а потом к постиндустриальному (согласно Д. Беллу). Переход был обусловлен развитием разделения труда, возрастанием степени индивидуализма человека и развитием науки.

Согласно теории Дюркгейма, общество будет продолжать дальше совершенствоваться, развивать науку, но никак не возвращаться к механической солидарности, что прослеживается в приведенных выше теориях.

Также последствия теорий расходятся с концепцией Карла Макса, согласно которой, общество должно прийти к коммунизму. Для коммунизма характерна единая идеология, коллективное сознание, а развитие мощной экономики – гарантия наступления бесклассового общества.

Во времена СССР для общества была характерна единая идеология. Но людям нравилось жить идеей того, что в обществе наступит справедливость. Коллективное сознание было направлено на лучшие стороны человеческой жизни, поэтому для людей было характерно уважение друг к другу, трудолюбие и высокие моральные качества.

Несмотря на то, что коммунизм так и не настал, коллективный разум, господствующий в СССР, нес положительные последствия, а не те, которые описывает Маркузе.

Подводя итоги, нужно сказать, что, несмотря на различие во взглядах ученых, массовое общество существует. Оно является продуктом модерна и постмодерна. Ему характерны единая идеология, товарный фетишизм, ослабление моральных качеств его индивидов, развитие науки и технологий не для развития общества, а для манипулирования им. Многое из этого описывал и Герберт Маркузе в своем романе «Одномерный человек». Человек массы или как называет его Маркузе «одномерный человек» - индивид, не имеющий критического, креативного мышления, действующий по шаблонам общества. Если человек не такой как все, общество, образованное массой – его отвергает. Если индивид не хочет остаться без всего, ему просто придется стать конформистом, то есть частью такого общества. Развитие экономики и науки привело к новому заколдовыванию мира, что является своеобразным скачком назад в истории человечества. Не все ученые придерживались этой теории, но большинство фактов это подтверждает. Массовое общество стало основой для тоталитаризма, что освещают многие писатели ХХ века в своих произведениях. Тоталитаризм стал способом бегства от ответственности, характерной для свободного человека. Лично я считаю, что массовое общество в современном мире, соответствует представлениям Герберта Маркузе и его единомышленников, но я не согласна с тем, как они утрируют это. Я считаю, что в любом обществе, есть люди не такие как все. Именно они двигают историю и человечество и не дают ему погибнуть. В моем утверждении присутствуют отголоски тоталитаризма, но они принимают положительный характер. Несмотря на все это, утверждение Маркузе, как нельзя лучше описывает современно общество: поклоняющееся товарам, зависящим от них, «люди осознают себя в приобретённых ими товарах», а способствовало этому – как раз развитие товарного производства и науки с экономикой в целом.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71412




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 18:48:32
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение