Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Массовое производство и массовое потребление предъявляют свои права на каждого человека, на личность в целом. Люди осознают себя в приобретённых ими товарах; их душа находится в автомобилях, стереофонических комбайнах,домах,кухонном оборудовании» Маркузе (ЕГЭ обществознание)


(Часть 1)

Герберт Маркузе – немецкий философ и социолог ХХ века, представитель франкфуртской школы, известен своими работами по изучению массового общества. Ему принадлежит высказывание: «Массовое производство и массовое потребление предъявляют свои права на каждого человека, на личность в целом. Люди осознают себя в приобретённых ими товарах; их душа находится в автомобилях, стереофонических комбайнах, домах, кухонном оборудовании". В этом утверждение он поднимает проблему современного общества потребления, потерю самоидентификации её членов и смену социальных ценностей, порождаемых развитием экономики и технологий.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В целом, я согласна с высказыванием автора, но существуют точки зрения и некоторые нюансы, которые частично опровергают эту теорию, поэтому полностью согласиться с автором я не могу.

Тема массовости общества берёт свои истоки в работах по исследованию толпы Сципиона Сигеле и Гюстава Лебона. В целом эта тема стала развиваться во время и после Великой французской революции 1789-1799 годов. Позже эта тема принимает все более всеобъемлющий характер для общества. В ХХ веке происходит становление Франкфуртской или критической школы, представители которой критикуют массовое общество. Одним из ее ранних представителей стал Хосе Ортега-и-Гассет со своей работой «Восстание масс» 1929 года. Данная тема получила развитие и в литературе, в форме антиутопий, отражающих тенденцию к «омассовлению» и зомбированию общества, превращение её индивидов в «роботов», лишенных креативного мышления и каких-либо моральных ценностей.

Что свойственно массам? Какую роль она играет в современном обществе? Что характерно такому обществу? Как влияет общество на индивида в современности? На эти вопросы мы постараемся ответить в данном эссе.

Для того чтобы анализировать историческое развитие массового общества и его тенденции, нужно разобраться с самим понятием массового общества и «человека массы». Массовое общество – стандартизированное общество, в котором действуют определённые шаблоны мышления. Человек массы – своеобразный продукт такого общества, то есть человек - лишенный индивидуальности, креативного мышления, способный совершать только те действия, на которые он запрограммирован.

Так как нельзя исследовать феномен, не зная его истоков, обратимся к первому человеку, начавшему исследование не толпы, а массы. Хосе Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» 1929 года делают критику современному обществу и человеку массы. Масса, пишет он, поглощает людей, а тот, кто не согласен мириться с ее принципами и идеологией, имеет шанс быть отвергнутым, поэтому человек массы не созидает, а плывет по течению, даже если обладает возможностями и силой противостоять.

Такая тема поднималась в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где брандмейстер Битти, будучи человеком образованным и начитанным, является начальником пожарных. В разговоре с мистером Монтэгом, он говорит о том, что все в обществе должны быть как две капли воды, и тогда все люди будут счастливы. Он сливается с этой массой, потому что понимает, что может быть отвергнут, а подчиняясь ее течению, он занимает высокооплачиваемую должность и почет со стороны людей.

Так, обладая силой и умом, человек массы не хочет ей противостоять, так как понимает, что ему будет от этого только хуже, а мнение общества не измениться.

Причиной появления массового общества Хосе Ортег-и-Гассет видит возрастание технологического прогресса, формировании массовой культуры, возвышающейся над элитарной. Государство теперь направляет личность, а не индивид выбирает, кем быть и каких взглядов придерживаться. Все силы общества уходят на служению государству, а результатом является бюрократизация, которая приводит к упадку. Так, последствиями массы он видит отмирание государства «ржавой смертью механизма».

Примером его рассуждения может являться книга Освальда Шпенглера «Закат Европы». В ней автор описывает, что любое государство проходит свой индивидуальный путь развития от зарождения государства, до его «старения» и смерти. В ХХ веке он считает, что Европа пришла в упадок и движется к своей смерти, поэтому он называет это время «Закатом». По его мнению, именно из-за развития технологий, которое привело к омассовлению общества, Европа пришла в упадок.

Таким образом, по мнению Шпенглера и Ортега-и-Гассета , основной причиной начала омассовления общества стало развитие информационных технологий, а государство, в котором это происходит, обречено на смерь.

Теория Хасе Ортега-и-Гассета имеет много общего с теорией Герберта Маркузе. Теория Маркузе изложена в большей степени в его книге «Одномерный человек». Он пишет о том, что современный человек – потерявшаяся личность, которая не может мыслить рационально и критически. Развитие новых технологий привело к созданию СМИ, что является новым способом контроля над индивидом.

Примером снова может являться антиутопия Р. Брэдберии «451 градус по Фаренгейту», где люди постоянно были окружены какими-либо информационными источниками. У всех в домах были телевизорные стены, люди ходили в ушах с радиоприемниками «ракушками», везде в транспорте играла реклама. И люди верили всему, что им говорят. Правительство таким путем формировало единое коллективное сознание людей, содержащее единую идеологию.

Таким образом, СМИ может полностью контролировать поведение индивида, его предпочтения и идеологию, а человек даже не будет подозревать об этом.

Подобно Ортега-и-Гассету он указывает на бюрократизацию современного общества, которая как бы замыкает нас в своем мире. Он говорит о том, что рациональность, к которой стремилась всегда общество и наука становятся иррациональной. Это вызвано развитием производства, которое породило общество потребления. Стремление к экономическим выгодам и благам – рационально, но так, как оно стало осуществляться и к чему приводит – иррационально.

Например, подчинение природы, использование её ресурсов с целью развития человечества – всегда было рациональным делом, но с развитием новых технологий, процесс разорения природы очень сильно ускорился. Это привело к ряду экологических проблем, которые могут погубить человечество.

Так рациональность может перерастать в иррациональность, благодаря развитию новых технологий, о чем и говорил Маркузе.

Так же как Ортег-и-Гассет, он ассоциирует человека с бесконечным потребителем, воспринимающим все блага, как воздух. Для такого человека моральные качества и духовное развитие отходят на задний план, а своё «Я» он ассоциирует с товарами, которые он может позволить себе купить. Ассоциируя свое существование с вещью, он становится таким же, как она: не долгосрочным в отношениях, легкозаменяемым и бесчувственным к другим людям.

В рассказе «Шинель» Н. Гоголя Акакий Акакиевич, приобретя новую шинель, видит смысл своей жизни и все свои достижения только в ней. Он ассоциирует себя с этой шинелью. Когда шинель пропала, его внутренний мир рухнул. От попыток найти шинель на морозе и от своего эмоционального состояния он заболевает горячкой и умирает.

Так, зависимость от вещи, может привести к серьезным последствиям, что является подтверждением теории Ортега-и-Гассета.

Рост экономики порождает больше справедливости, но с другой стороны - социальные группы, производящие блага, могут манипулировать индивидами. Служа такому аппарату, индивид исчезает. Такая проблема была поднята Теодором Одорно и Марком Хоркхаймером в работе «Диалектика просвещения». В своей работе они выделяют черты современной культуры такие как отчуждение, овеществление, товарный фетишизм, коммерциализация, что является еще одним подтверждением высказывания Маркузе.

Диалектика просвещения так же состоит в том, что человек пытаясь освободиться от мифов и прийти к рационализму, с помощью новых технологий снова приходит к заколдовыванию мира. Чрезвычайное усложнение многих наук и влияние СМИ формирует у человека новые мифы.

Примером такого заколдовывания может являться роман-антиутопия «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. У людей формируют с самого детства то сознание, которое необходимо государству. Они ассоциируют Бога с Генри Фордом, наркотики, которые раньше считались губительными, для них становятся своего родом лекарством от депрессии, а все моральные качества, что формировалось в человеке так долго, исчезают. Люди перестают быть ценностью, становятся дешевой вещью.

Таким образом, чрезмерное развитие науки, ведет к усложнению технологий, которые могут контролировать людей, посредством «заколдовывания» его сознания.

См. далее часть 2



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71411




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 06:51:13
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение