Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Новые имена в поэзии. Часть 2 (Литература XX века)


Но их не покидает надежда на возрождение России.

В стихотворениях А. Поднякова «Дорожная пыль покрывает былое» и «К тысячелетию «Правды» Ярослава Мудрого» звучит мысль о необходимости опереться на тысячелетнюю российскую традицию государственности, религии, морали при выборе того нового пути, который мы осуществляем сегодня. В произведениях ощутима вера в великое будущее России, избавившейся ото всего, что мешает её развитию, воскресившей в жизнь исконные народные представления о справедливости и благодати:

Отчизна в душе непреклонной хранит

Надежду свою на спасенье.

Умолкнувший колокол вновь зазвонит –

Наступит её воскресенье.

(Поздняков А.


,,Дорожная пыль покрывает былое,, 1989)

Таким образом, спасения России традиционалисты ищут на путях церковно-православной утопии. Их поэзия, однако, не имеет широкого резонанса и отклика в обществе, ограничивается воздействием на «сугубо с в о е г о читателя» (А. Ланщиков). Немаловажно то обстоятельств, что лишь немногие из поэтов вносят что-то новое в разработку «неславянофильских» мотивов, совершают какие-то художественные открытия. «Всё-таки в литературе – наследник – совсем не тот, кто присваивает себе весь капитал, а тот, кто его наращивает» (Старшинов С. ,,Камертон,,). Вот это «наращивание» мало ощутимо. Авторская индивидуальность в произведениях традиционалистов часто оказывается не выявленной, слово деперсонализированным , «ничьим». Сильна власть не «канона», а трафарета. Из многих произведений буквально «выпирает» тенденция, что лишает их органичности, ведёт то к идеализации определённых жизненных явлений, то к искажению общественно-исторических реалий. Из расхожих тезисов почвенничества составлена поэма Л. Григорьевой «Круг общения». Идеологическая установка доминирует над художественной образностью в поэме В. Карпеца «Татьянин день». Подобные примеры нетрудно умножить. Реальные заслуги направления, думается, сильно преувеличены его идеологами и теоретиками, к примеру Баранова-Гонченко Л. ,,Возрожденческая плеяда, или Возвращение блудного сына,,. Дарования его наиболее талантливых представителей ещё по-настоящему не развернулись, часто скованы властью «неславянофильской» догмы. Неправомерно, однако, и перечёркивать усилия традиционалистов, пытающихся восстановить связь времён, соотнести национальную идею с требованиями настоящего и будущего. Не следует отсекать пока ещё слабую ветвь нашей духовной жизни, которая в дальнейшем, может быть, даст спелые плоды.

В противовес традиционализму современное ,,левое,, искусство не ограничивается только национальной, разрабатывает и европейско-американскую поэтическую традицию, главным образом, связанную с модернизмом и постмодернизмом. С творческой интеллигенций Запада, обращающейся к постреалистическим, субъективно-обусловленным интерпретациям бытия, последователей модернизма и постмодернистов сближает родственность мироощущения, потребность в адекватных средствах поэтического выражения. Ещё в годы застоя определились направления эстетического поиска поэтов этого ряда, которые в настоящее время пришли к читателю со своими старыми и новыми произведениями. Во всесоюзную печать сумели пробиться в основном поэты Москвы И. Жданов, В. Парщиков, А. Еременко, Д. Пригов, В. Друк и др.) и Ленинграда (В. Кривулин, Е. Шварц, Т. Щерина, А. Драгомощенко, С. Стратановский и др.).

Хорошо знающий как уже получивших известность, так пока и не печатающихся приверженцев нового искусства К. Ковальджи пишет: «Их разнообразию несть числа, но для начала отметим два направления: одно ведёт к изощрённому и примитиву, к пародийности, к оголённым конструкциям, доводящим расхожие ситуации до абсурда. Другое, напротив, стремится к усложнению средств, культивирует «мифотворчество», субъективно-образное зрение, чурается сюжетной повествовательности» (Ковальджи К. ,,Впереди – дорога,, 1987 \\ Юность). За теми авторами, которые тяготею к сгущенной образности, усложнению поэтической системы в рамках модернистской или постмодернистской эстетики в критике закрепилось наименование метаметафористы (термин предложен К. Кедровым*), или метареалисты (термин предложен М. Эпштейном*), а к ним относятся И. Жданов, А. Парщиков, Т. Щербина и др. Постмодернистов, предпочитающих упрощение стиха вплоть до примитива, в качестве «строительного материала» для своих произведений использующих язык официальной советской культуры, преимущественно в пародийно-иронических целях, называют концептуалистами (Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Иртеньев и др.).

*Оба термина признаны неудачными, но замена им так и не появилась.

Метаметафоризм – составная часть «филологической поэзии» наших дней. В. Шохина замечает: «Развивая и углубляя требовательное и ревностное отношение к слову, поэзия в определённой своей части оказывается неизбежно на пути своеобразного филологизма: её защитные реакции становятся всё более изощрёнными, а поэтическая речь ищет такие формы, в которых как можно полнее отражались бы все оттенки смыслов и чувств» (Шохина В. ,,Ностальгия по настоящему \\ Октябрь. 1987). Исключительно большое место в произведениях метаметафористов занимает «культурная память». Метафористы «духовно пребывают в многомерном континиуме, где соприкасаются все времена и сознания от неолита до неоавангарда» (Эпштейн М ,,Как труп в пустыне я лежал…,, (О новой московской поэзии) \\ День поэзии 1988). Можно сказать, что им присущ «повышенный культурный тонус». Стихи данных поэтов характеризуются сверхбережным отношением к духовному началу в жизни общества и человека, наполнены многочисленными историко-культурными реалиями, реминисценциями. Литература для них – «код символов, метафор, ассоциаций, составленный из образов античной мифологии, Библии, литературной классики, фольклора, из исторических и культурных воспоминаний» (Кубилюс В. ,,Поэзия и культура,, 1979), подвергаемых всё новым и новым интерпретациям. В отличие от модернистов постмодернисты создают своё творчество «исключительно из культурных форм», основой формообразования делают «заимствование, цитирование…» (Левашов В. ,,Авангард –ДЛЯ-нас,,\\ 1991). Те и другие сопротивляются девальвации слова, его омертвлению, использованию для сокрытия истины, отрицают общепринятый язык лжи и цинизма, пользуются «метаметафорическим». Это язык интеллектуальной элиты, рассчитанный на «посвящённых», способных его понять. Частица «мета» (с греч. – после) в названии термина акцентирует то новое, что пришло в поэзию после классического реализма и классического модернизма: метафоризм в квадрате, сверхметафоризм. У поэтов этого ряда одна метафора таит в себе вторую, вторая – третью и т.д., они делают «творческую ставку на обновление тропа, на усложнение и разветвление образной системы стиха» (Зорин А ,,Альманах,, - взгляд из зала,, \\ 1991). Их произведения, как правило, бессюжетны, антиописательны. Картина мира (внешнего ли, внутреннего ли) воссоздаётся как мозаика причудливо сплетающихся между собой деталей действительности, общекультурных реалий, оказывающихся в странных, непривычных связях и сплетениях. «Метаметафора – это сгущенная образность, это фантом протеста против так называемой «правды жизни» в смысле её унылой очевидности, бескрылой чехарды батописательства» (Искренко Н. ,,Метафора по четвергам,,\\ 1988). Но противостояние «новых» поэтов носит скорее экзистенциальный, а не социальный характер. На первый взгляд оно даже может восприниматься как «уход от жизни». А. Парщиков свидетельствует: «Новая» поэзия вызвала недоумение у читателей своим рассеянным, даже вялым отношением к общественным язвам. Действительно, молодёжь редко упражняется в бичевании социальных пороков, как бы рассчитывая на ясность представлений о добре и зле. В этом смысле предлагаемая литература никогда не станет путеводителем по аду с подробным интервьюированием жертв. Драма падения и деградации оказалась периферийной, а центральной – тема самораскрытия и непосильность самосовершенствования, назовём этот конфликт «драмой рая» (Парщиков А. ,,Предисловие к подборке стихотворений молодых авторов,, \\ Простор, 1988). Абсолютная неприемлимость всех форм подавления человека государством, нравственного разложения и духовного одичания для метаметафористов настолько самоочевидна, что чаще всего они даже не считают нужным об этом говорить. Однако такое неприятие подразумевается – жизнь человеческого духа, внутренний мир личности создаются в свободном, ничем не ограниченном историко-культурном пространстве.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 18:38:01
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение