Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Цикл стихотворений «Капитаны» Литература 11 класс. Практикум под редакцией И. Н. Сухих. Базовый уровень. Задание 7 на стр. 26. Издание 2014 (Гумилев Николай Стихи)

Стихотворения дают возможность оценить образ капитана с разных точек зрения. В первом стихотворении мы видим капитана предметом восхищения, он идеализирован. Второе стихотворение – переход от общего к частному. В нём капитаны поделены на два типа: одни – доблестные служители великой цели, другие – охотники за наживой, презирающие заветы «седых мудрецов». Далее мы видим повествование с позиции обыкновенных работяг – матросов. Для них капитан – авторитетная фигура, и только она в силах выудить их из порочного круга таверн. Четвёртое стихотворение – эпилог. Мы видим глазами наблюдателя то, что всех капитанов объединяет их противостояние стихии, то, насколько они органично вписываются в картину бушующего моря.

В первом стихотворении большое внимание уделяется детали, выделенной крупным планом: «иглой на разорванной карте», «острый, уверенный взгляд». Но его отличает динамичность картины, она «написана» действием: «шелестят паруса», «отмечает свой дерзостный путь», «И, взойдя на трепещущий мостик, / Вспоминает покинутый порт».

Если говорить простым языком, то сюжет можно отождествить с движением камеры. В начале мы видим голубой шарик с зелёными пятнами: «На полярных морях и на южных, / По изгибам зелёных зыбей»; в следующее мгновение наблюдается резкое приближение: «Меж базальтовых скал и жемчужных / Шелестят паруса кораблей». Далее в объектив попадает главный герой – капитан, мы наблюдаем за его действиями: «Отряхая ударами трости / Клочья пены с высоких ботфорт». А потом экран гаснет, и мы слышим закадровый голос: «Разве трусам даны эти руки, / Этот острый, уверенный взгляд <…>?»

Второе стихотворение делит капитана на две ветки. Первая – доблестное служение высшей цели, открытие новых просторов во всеобщее благо, вера в лучшее будущее: «О ваших победах гремят в дифирамбе / Седые валы, набегая на мыс». Вторая – жажда наживы, пиратские набеги и морские авантюры: «А вы, королевские псы, флибустьеры, / Хранившие золото в тёмном порту», «Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет, / Внимая заветам седых мудрецов!». Возможно, такая пиратская дичь наталкивает на мысли о том, что «<…> в мире, как прежде, есть страны, / Куда не ступала людская нога, / Где в солнечных рощах живут великаны / И светят в прозрачной воде жемчуга». А мысли о неизвестных землях толкают первооткрывателей совершать свои открытия. И кажется, что это замкнутый круг, одно вытекает из другого, и какими бы противоположными ни были первопроходцы и морские дикари, они неразрывно связаны.

Третье стихотворение заставляет «придержать коней», так как оно открывает подноготную матросской жизни. Оно показывает приземлённость и тривиальность: «Там, хватив в таверне сидру, / Речь ведёт болтливый дед», «Мечут ряд колод неверных / Завитые шулера», «Хорошо по докам порта / И слоняться, и лежать, / И с солдатами из форта / Ночью драки затевать». Но это – подготовка почвы. Если в первом стихотворении пришли к капитану «сверху», то здесь мы подбираемся к нему «снизу». Во-первых, мы видим, что только он в силах повлиять на этот в некоторой степени беспредел. Во-вторых, мы видим, что если к капитану можно подойти как «сверху», так и «снизу», то он является связующим звеном между высоким и приземлённым. Следовательно, он посредник между двумя мирами.

Четвёртое стихотворение – логическое завершение цикла. У высоких людей всегда сложная судьба: «Ни риф, ни мель ему не встретятся, / Но знак печали и несчастья». Какой бы капитан ни был – высокий первопроходец или приземлённый негодяй-разбойник, – он априори внушает уважение, потому что капитан – это человек, воюющий со стихией, идущий против системы, несмотря ни на что: «Сам капитан, скользя над бездною, / За шляпу держится рукою, / Окровавленной, но железною, / В штурвал вцепляется – другою». Четвёртое стихотворение как будто бы привносит трагичности.

Подытоживая, мне кажется, что лирический герой Гумилёва, отождествлённый с капитаном, – борец, внушающий уважение вне зависимости от его взглядов, так как он способен отстоять свою точку зрения несмотря ни на что.

Обновлено:
Посмотрите все анализы стихотворения

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения "Цикл стихотворений «Капитаны» Литература 11 класс. Практикум под редакцией И. Н. Сухих. Базовый уровень. Задание 7 на стр. 26. Издание 2014", просьба поделиться ею с другими.