Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Цикл стихотворений «Капитаны» Литература 11 класс. Практикум под редакцией И. Н. Сухих. Базовый уровень. Задание 7 на стр. 26. Издание 2014 (Гумилев Николай Стихи)


Стихотворения дают возможность оценить образ капитана с разных точек зрения. В первом стихотворении мы видим капитана предметом восхищения, он идеализирован. Второе стихотворение – переход от общего к частному. В нём капитаны поделены на два типа: одни – доблестные служители великой цели, другие – охотники за наживой, презирающие заветы «седых мудрецов». Далее мы видим повествование с позиции обыкновенных работяг – матросов. Для них капитан – авторитетная фигура, и только она в силах выудить их из порочного круга таверн. Четвёртое стихотворение – эпилог. Мы видим глазами наблюдателя то, что всех капитанов объединяет их противостояние стихии, то, насколько они органично вписываются в картину бушующего моря.

В первом стихотворении большое внимание уделяется детали, выделенной крупным планом: «иглой на разорванной карте», «острый, уверенный взгляд». Но его отличает динамичность картины, она «написана» действием: «шелестят паруса», «отмечает свой дерзостный путь», «И, взойдя на трепещущий мостик, / Вспоминает покинутый порт».

Если говорить простым языком, то сюжет можно отождествить с движением камеры. В начале мы видим голубой шарик с зелёными пятнами: «На полярных морях и на южных, / По изгибам зелёных зыбей»; в следующее мгновение наблюдается резкое приближение: «Меж базальтовых скал и жемчужных / Шелестят паруса кораблей». Далее в объектив попадает главный герой – капитан, мы наблюдаем за его действиями: «Отряхая ударами трости / Клочья пены с высоких ботфорт». А потом экран гаснет, и мы слышим закадровый голос: «Разве трусам даны эти руки, / Этот острый, уверенный взгляд <…>?»

Второе стихотворение делит капитана на две ветки. Первая – доблестное служение высшей цели, открытие новых просторов во всеобщее благо, вера в лучшее будущее: «О ваших победах гремят в дифирамбе / Седые валы, набегая на мыс». Вторая – жажда наживы, пиратские набеги и морские авантюры: «А вы, королевские псы, флибустьеры, / Хранившие золото в тёмном порту», «Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет, / Внимая заветам седых мудрецов!». Возможно, такая пиратская дичь наталкивает на мысли о том, что «<…> в мире, как прежде, есть страны, / Куда не ступала людская нога, / Где в солнечных рощах живут великаны / И светят в прозрачной воде жемчуга». А мысли о неизвестных землях толкают первооткрывателей совершать свои открытия. И кажется, что это замкнутый круг, одно вытекает из другого, и какими бы противоположными ни были первопроходцы и морские дикари, они неразрывно связаны.

Третье стихотворение заставляет «придержать коней», так как оно открывает подноготную матросской жизни. Оно показывает приземлённость и тривиальность: «Там, хватив в таверне сидру, / Речь ведёт болтливый дед», «Мечут ряд колод неверных / Завитые шулера», «Хорошо по докам порта / И слоняться, и лежать, / И с солдатами из форта / Ночью драки затевать». Но это – подготовка почвы. Если в первом стихотворении пришли к капитану «сверху», то здесь мы подбираемся к нему «снизу». Во-первых, мы видим, что только он в силах повлиять на этот в некоторой степени беспредел. Во-вторых, мы видим, что если к капитану можно подойти как «сверху», так и «снизу», то он является связующим звеном между высоким и приземлённым. Следовательно, он посредник между двумя мирами.

Четвёртое стихотворение – логическое завершение цикла. У высоких людей всегда сложная судьба: «Ни риф, ни мель ему не встретятся, / Но знак печали и несчастья». Какой бы капитан ни был – высокий первопроходец или приземлённый негодяй-разбойник, – он априори внушает уважение, потому что капитан – это человек, воюющий со стихией, идущий против системы, несмотря ни на что: «Сам капитан, скользя над бездною, / За шляпу держится рукою, / Окровавленной, но железною, / В штурвал вцепляется – другою». Четвёртое стихотворение как будто бы привносит трагичности.

Подытоживая, мне кажется, что лирический герой Гумилёва, отождествлённый с капитаном, – борец, внушающий уважение вне зависимости от его взглядов, так как он способен отстоять свою точку зрения несмотря ни на что.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id70882




Обновлено:
Опубликовал(а):
Посмотрите все анализы стихотворения

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения "Цикл стихотворений «Капитаны» Литература 11 класс. Практикум под редакцией И. Н. Сухих. Базовый уровень. Задание 7 на стр. 26. Издание 2014", просьба поделиться ею с другими.




РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:30:43
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение