Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ стихотворения «Сон» (Лермонтов М. Ю.)


Стихотворение "Сон" Михаила Юрьевича Лермонтова открывается описанием мёртвого пейзажа. Слово "полдневный" само по себе вызывает ассоциации с духотой и жарой, испепеляющим солнцем. Этот эффект усиливается прямым упоминанием жара, а затем и указанием на место действия - долину Дагестана, огромную выжженную площадь. В следующей же строке появляется скрытая антитеза. Свинец связан с холодом металла.


Таким образом, герой с холодной пулей в груди противопоставлен внешней жаре. Однако в стихотворении пейзаж - это не описание действительности. Палящее солнце, которое яростно жжёт вершины скал и самого лирического героя, словно передаёт мучительный предсмертный жар.

Автор играет реальностью, перемещаясь в поэтическом пространстве. Недаром и стихотворение называется "Сон". Лирический герой не погибает, а засыпает мёртвым сном. И видение переносит его в родной край. Вечер с его свежестью противопоставлен полдневному жару. Лексический повтор "разговор весёлый" передает легкость и чистоту оставленной лирическим героем жизни. Там юность и цветы, а не неподвижность. Однако та единственная, что ждёт лирического героя, чувствует угрозу его жизни. Её душа тоже погружена в сон, но сон этот грустный, а не мёртвый. Затем автор переносит читателя уже в её думы. Так он создает иллюзию переплетения реальности, сна во сне. Картина, возникающая в сознании девушки, повторяет первую строфу, "окольцовывает" стихотворение, однако в то же время и значительно отличается от неё по настроению. Если во второй строке лирический герой лежит недвижим, но автор лишь намекает на то, что он мертв, то в заключении говорится: "знакомый труп лежал". Здесь кровь уже льётся "хладеющей" струёй, а не "точится по капле", рана чернеет, жизнь уходит.

Вся заключительная строфа передаёт безысходность, ощущение, что уже ничего нельзя исправить. Такая обреченность свойственна лирике Лермонтова. Любовь его лирического героя никогда не бывает счастливой. Надежды не сбываются. Этому мешает либо общество, либо внутренний мир людей, либо судьба, бог. Вот и здесь смерть навеки лишает героев надежды на счастье.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:14:04
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение