Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Ю. М. Даниэль «Недостреляли, недобили» (Анализ стихотворения, стиха)


Стихотворение Ю. Даниэля «Ах, недостреляли, недобили!» (1988), напротив, представляет собой монолог защитника старых порядков, не приемлющего либеральных веяний в стране, отвергающего гласность, демократизацию, соблюдение конструкционных норм жизни. Во всём этом герой видит едва ли не подрыв устоев, покушение на незыблемые некогда установления тоталитаризма, которые и олицетворяют для него социализм.


Он предпочёл бы вести народ к коммунизму под дулом пистолета, видя в нём универсальное средство разрешения всех возникающих проблем: экономических, политических, культурных. Не исключено, что герой произведения искренне считает себя правоверным революционером, отождествляя научный социализм с ортодоксией, идейную убеждённость – с верностью окаменевшим догмам, партийную дисциплину – с механическим исполнительством, беспощадность к врагам – с правом истребления сколь угодно большого числа «без вины виноватых» мужчин, женщин, стариков, подростков, детей, приносимых в заклание экстремистскому политическому курсу. Человек с изуродованным, извращённым сознанием, привыкший к роли хозяина положения, при котором критика ошибок и упущений расценивалась как антисоветизм, а безмолвие онемевших от ужаса людей – как знак одобрения, он не хочет замечать ни расхождения идеалов с действительностью, ни страданий и мук терроризируемого народа. Ему, показывает поэт, и сегодня всё ещё мало крови, кругом он видит крамолу, и, втянутый движением истории в круговорот современных дел и событий, герой Ю. Даниэля указывает привычный выход из всех затруднений: репрессии. Так, бывшая некогда «детской», «болезнь левизны» в коммунизме, пройдя прививку сталинской диктатуры, трансформировалась в застарелый недуг командно-административной системы – «чрезвычайщину».

Ю. Даниэль мастерски воспроизводит характерные особенности лексики и фразеологии героя-сталиниста, отражающие его социальный и нравственный облик, склад ума, уровень культуры, психологию. Герой как бы изливает близкому по духу собеседнику наболевшее, неоднократно продуманное, не дающее покоя. Речь его выдержана в непринуждённом разговорном ключе, полна энергии рвущегося наружу злобного сожаления о том, что даже твёрдая сталинская рука не смогла полностью истребить всех непослушных, осмеливающихся самостоятельно рассуждать, требовать защиты своих гражданских прав и свобод:

Ах, недостреляли, недобили!

Вот и злись теперь и суетись,

Лезь в метро, гоняй автомобили,

У подъезда за полночь крутись.

Ах, недодержали, недождали,

Сдуру недовыдавили яд!

Дожили: заветные скрижали

Отщепенцы всякие чернят.

Чуть прижмёшь – кричат:

- Суди открытым!..

Песенки горланят белым днём,

Письма пишут… Что ни говорит там,

А при Нем…

(Юлий Маркович Даниэль «…А нужно ль былого чураться?», 1988)

Варьируемые в произведении повторы не только безошибочно указывают на профессию героя стихотворения, но и свидетельствуют о том, что он совершенно не переменился со времён, когда «загодя могли связать узлом»: первые строчки в унисон перекликаются с последними. В них в сконцентрированном виде отразилось жизненное кредо человека, сроднившегося с конвейером массовых репрессий, утратившего представления о добре и зле. О людях он говорит как об обречённой на убой скотине («недобили»), неистощим в перечислении разновидностей карательных мер, обрекавших на муки и смерть («недостреляли», «недобили», «недодержали», «недожали», «недовыдавили», «недогнули», «недоупекли»). В своего рода лирическом отступлении на тему: «А при Нём» - герой стихотворения с упоением вспоминает размах деятельности («От Владивостока до Джанкоя») по наведению «порядка» в стране:

Что не так – пожалуйте в товарный

Пайку выковыривать кайлом!

Но тот Большой Лесоповал, о котором идёт речь в произведении, воспринимается как аллегорическое обозначение страшных жертв, понесённых народом в годы, кажущиеся герою идиллическими. С неотвратимостью наказания за любое отклонение от требований тоталитарного режима связывает герой чистоту идейных устремлений и даже патриотизм советских людей (понимая его как публичную демонстрацию любви к правительству во время праздничных шествий):

А зато – и Родину любили,

Транспаранты в праздники несли!

Ах, недостреляли, недобили.

Недогнули, недоупекли.

Ю. Даниэль создал выразительный образ ни в чём не раскаявшегося, ничего не осознавшего «Сталина в миниатюре», показал всю опасность владеющих им представлений.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 15:58:36
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение