Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Катерина - луч света или тупик в тёмном царстве? По пьесе «Гроза» (Островский А. Н.)


"...Испытав весь ужас отрицанья,

До Конца свободы не отдам.

И последний крик негодованья

Я, как вызов, брошу небесам!"

Д. С. Мережковский

Пьеса А. Н. Островского "Гроза" написана в 1859 году, ровно 160 лет назад. И все эти годы финал пьесы вызывает споры у исследователей, критиков и нас - простых читателей. Какой смысл вложил в такую развязку сам драматург? Что символизирует смерть Катерины? В данном эссе я попробую разобраться в этом вопросе и изложить собственную точку зрения.

В качестве эпиграфа к своему сочинению я выбрала строки Дмитрия Мережковского, которые как нельзя лучше характеризуют состояние главной героини пьесы.

Да, своим поступком, своей смертью Катерина действительно бросила вызов небесам в прямом смысле этого слова.


Только что был этот вызов - смелость, дерзость или глупость? Ведь в православных традициях самоубийство - это самый страшный грех. После смерти Катерины Кабаниха говорит своему сыну Тихону, рыдающему над телом жены: "Полно! Об ней и плакать-то грех!..". Быть может, слова её звучат сурово и жестоко, но есть в них и доля правды, разве не так? Марфа Кабанова - представитель старшего поколения, старых устоев, в которые она слепо и искренне верит.

Вера православная сама по себе достаточно жесткая и суровая, и к самоубийцам в ней проповедуется именно такое отношение, о каком и говорит Кабаниха. Самоубийц даже запрещали хоронить на кладбище и отпевать в церкви. Кабаниха жестока и сурова, но у нее своя правда - она честно защищает традиции своих предков.

В отношении финала пьесы есть традиционное мнение исследователей. С легкой руки критика Николая Добролюбова образ Катерины стали представлять как "луч света в тёмном царстве". Название статьи Добролюбова превратилось сначала в крылатую фразу, а затем в штамп. С момента выхода статьи Добролюбова большинство придерживается его точки зрения, ставшей традиционной в анализе пьесы Островского. Принято считать Катерину сильной, цельной и решительной личностью. Принято считать её характер "шагом вперед" в череде литературных характеров. Также принято считать её поступок вызовом и протестом старому патриархальному (читай - прогнившему) обществу. А в самом образе Катерины, считает Добролюбов, воплотилась великая идея русского народа - идея освобождения. Можно ли с этим согласиться?

В реалиях того времени, в эпоху социальных перемен, накануне отмены крепостного права, возможно, пьеса по праву была воспринята именно так. Но сейчас, по прошествии более полутора веков, можем ли мы воспринимать финал пьесы так же, как видели его современники Островского и Добролюбова?

Самоубийство - это не смелый поступок, а самый легкий способ решения проблем, побег от ответственности. Не зря ведь Тихон, узнав об измене жены, говорит: "Пусть живет и мучается со своим грехом".

Действительно, всю жизнь прожить под гнетом позора и греха, в покаянии - это тяжело и не каждому под силу. Куда легче плюнуть на всех и утопиться. Наплевать на родителей, на Варвару, которая, между прочим, искренне её любила.

Самоубийство Катерины - не вызов и не смелый поступок. А слабость и трусость. И смерть её - не протест, а побег, уход от наказания, от ответственности и проблем. Её влюбленность в Бориса - нерешительный порыв души, а обыкновенная блажь. Броситься в объятия первого попавшегося проходимца, который даже не смог поступить по-мужски, а оказался трусом и сбежал, испугавшись общественного мнения. Это ли порыв страстной любящей натуры? Нет, просто глупость.

Таким образом, можно ли считать образ Катерины воплощением идеи освобождения? Освобождения от чего? От жизни? От православной веры, от традиций отцов? Смерть - это не выход, это конец. И Катерина, по моему мнению, не луч света, а тупик в этом темном царстве. Хотела бы бороться, боролась бы дальше. Уйти от мужа, уехать в другую деревню, вернуться к родителям, уйти в монастырь грехи замаливать - вот варианты выхода из ситуации и хоть какой-то попытки борьбы. А смерть - это не победа и не освобождение. Это просто конец.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 20:56:59
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение