Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Москва и Петербург: две столицы одной родины (Сочинение на свободную тему)

Прослушав курс истории, я сделал вывод, что «два центра русской жизни» никогда не были похожи по своей сущности (Москва испокон веков сохраняла «русскую душу», в то время как Петербург, строительство которого началось и шло в соответствии с глобальным проектом Петра по рефор­мированию России, задумывался как «европейская столица, противопоставленная Москве), и как только один из городов становился столицей, культурная жизнь всегда переходила во второй и начинала развиваться там; культура как общественное явление, по моему мнению, в целом никогда не существовала и не будет существовать рядом с властью.

Так, например, в 19 веке, когда Петербург стал «престольным градом», и власть была сосредоточена именно там, Москва превратилась в культурный центр нашей Родины; в нынешнее время Москва, являясь столицей, перестала существовать в сознании людей как место сосредоточения культуры, просвещения, образования, духовности, передав эту роль Петербургу, нашей «северной столице».

Как я уже сказал выше, я считаю, что культура и власть не могут и никогда не могли существовать совместно, и об этом во все времена, конечно, писало множество поэтов и прозаиков. Стихотворение М. И. Цветаевой «Семь холмов - как семь колоколов…» наглядно иллюстрирует мое мнение. В нем Москва предстает как сосредоточение духовной культуры и истории, образ города становится сакральным. В стихотворении художница пишет о «колокольном семихолмии», показывая город как духовный и культурный центр нашей Родины («Семь холмов - как семь колоколов, на семи колоколах - колокольни.

Все счетом: сорок сороков…»), в то время как на момент написания стихотворения в 1916 году официальной столицей России был Петроград. Цветаева даже указывает на точное количество церквей в России («сорок сороков», то есть около 1600 церквей на территории нашей страны в первой четверти 20 века) и замечает, что родилась «во червонный день Иоанна…Богослова».

Из стихотворения поэта становится ясно, что духовность является центром «культурной столицы» 19 века, в котором продолжает жить народная вера, создающая особую атмосферу в городе: люди здесь волшебным образом не становятся святыми, они грешны, несчастливы и оторванны от общества, как и сама художница, чьей единственной мечтой становится желание быть похороненной в «колокольной земле московской»

Провожай же меня, весь московский сброд,

Юродивый, воровской, хлыстовский.

Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землей московскою!

Именно из-за того, что природа Москвы - духовная, а сама Москва - одухотворенное существо, она и названа «нерукотворным градом», в отличии от Петрограда, официальной столицы, производящей впечатление искусственно созданного города.

В лирике Цветаевой довольно часто встречается тема Москвы как духовного и культурного центра нашей Родины. Так, в стихотворении «Над городом, отвергнутым Петром…» тема извечного противостояния столицы официальной и культурной и невозможности в одном городе существования и власти, и культур одновременно раскрывается довольно ярко. Цветаева опять обращает наше внимание на сакральный, духовный образ Москвы, культурного центра, того города, который не признавал сам Петр 1:

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром

В стихотворении Цветаева ясно дает понять, что и она тоже считает, что правительство и духовность, культура, образование, просвещение не могут жить, существовать вместе, на одной территории. Поэт пишет о том, что выше царей, живущих в официальной столице Родины Петрограде, стоит Москва, культурная столица того времени, выше власти стоит духовность, «сорок сороков» церквей, культура, и причем всегда:

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

«Пока они гремят из синевы - неоспоримо первенство Москвы», - гордо утверждает поэт, замечая, что «над гордынею царей», засевших в официальной столице Петрограде, смеются «сорок сороков церквей» Москвы, культурного центра нашего Отечества.

Таким образом, оба стихотворения действительно превосходно доказывают мое убеждение в том, что духовная и культурная жизнь и власть правительства всегда были сосредоточены в разных местах и никак не могли пересекаться, официальная столица никогда не могла быть одновременной и духовной, как и наоборот культурная столица не могла быть официальной, потому что наличие власти исключает культуру, и культура, просвещение, духовность, образование исключают власть. Именно поэтому М. И. Цветаева и утверждала «первенство Москвы» как духовной столицы над официальным центром государства, в котором культура была развита на довольно низком уровне.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.